Линки доступности

«Надеюсь, что российские власти прекратят кампанию преследования и запугивания в отношении Британского Совета»


Депутат британского парламента от оппозиционной Консервативной партии, теневой министр иностранных дел Дэвид Лидингтон в эксклюзивном интервью для Русской службы «Голоса Америки» обсудил нынешний конфликт, связанный с работой Британских Советов в России, и состояние двусторонних отношений в целом.

Инна Дубинская: Двадцать третьего 23 января российский министр иностранных дел Сергей Лавров обвинил Запад в кампании дезинформации, связанной с освещением событий вокруг проблемы Британских Советов в России. Он назвал неприемлемым требование Великобритании изменить Основной Закон России, который запрещает экстрадицию российского гражданина Андрея Лугового в Великобританию. Г-н Лавров также сказал, что Британские Советы в некоторых городах России находились на территории британских дипломатических миссий в нарушение Венской конвенции. Что вы можете сказать по этому поводу?

Дэвид Лидингтон: Я не член британского правительства, я член оппозиции, но мы поддерживаем позицию нашего правительства, согласно которой Британский Совет работал в России в соответствии с нормами международного права, в том числе Венскими конвенциями, а также в соответствии с двусторонним российско-британским соглашением от 1994 года о культурном сотрудничестве. Россия ратифицировала это соглашение. Российская сторона не представила никаких доказательств на основе российских законов или норм международного права, которые бы подтверждали неправомочность продолжения работы Британского Совета в России. По-моему, это ничем не оправданное преследование, мотивированное исключительно политическими соображениями, которое способно лишь еще более ухудшить отношения между нашими странами, о чем я очень сожалею.

И.Д.: На территории РФ находится пятнадцать филиалов Британского
Совета. Почему именно Санкт-Петербургский и Екатеринбургский офисы стали объектами преследования?

Д.Л.: По-моему, российские власти просто хотели продемонстрировать, кто в доме хозяин, либо это каким-то образом связано с разногласиями, которые возникли между Россией и Великобританией в связи с убийством Александра Литвиненко в Лондоне. Великобритания просила экстрадировать российского бизнесмена Андрея Лугового, который обвиняется в убийстве Литвиненко. Россия отказалась это сделать. После этого российские власти стали запугивать сотрудников Британского Совета, особенно российских граждан, которым во время допросов задавали вопросы личного характера, например, о состоянии их здоровья или об их домашних животных.

Миссия Британских Советов – развитие взаимопонимания между народами России и Великобритании, знакомство россиян с нашей историей и культурой. Это должно приветствоваться и поощряться. Российские власти увидели в Британских Советах легкую добычу.

И.Д.: Намерена ли Великобритания защищать российских граждан – сотрудников Британского Совета?

Д.Л.: Британское правительство приняло решение закрыть некоторые офисы Британских Советов в интересах безопасности их сотрудников, поскольку действия российских властей создавали практически невозможные условия для их дальнейшей нормальной работы. Именно поэтому пока прекращена деятельность офисов Британского Совета в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Однако сотрудники продолжают получать зарплату. Руководство Британских Советов еще не решило, как быть дальше, но я надеюсь, что российские власти прекратят кампанию преследования и запугивания и поймут, что более глубокие знания и взаимное понимание культур наших народов отвечают интересам обеих стран.

И.Д.: Сотрудников Британского Совета в России обвинили в шпионаже в пользу Великобритании и США. Предъявлялись ли подобные обвинения в прошлом, до того, как Великобритания потребовала выдачи Лугового?

Д.Л.: Я не уверен, что таких случаев никогда не было. Однако следует отметить, что выражения, которые использовались в критических замечаниях в адрес Британского Совета и других британских организаций в России, стали гораздо более резкими и оскорбительными со времени нашего запроса об экстрадиции Лугового.

Я подозреваю, что проблема вокруг Британского Совета возникла потому, что российские власти хотели продемонстрировать свою силу и неуступчивость требованиям Великобритании, даже если это касалось человека, обвиненного в причастности к убийству. Такая позиция, возможно, также связана с развитием внутриполитических процессов в России в настоящий момент. Недавние парламентские выборы, предстоящая смена президента и приход нового правительства, – в этих условиях ужесточение правил по отношению к иностранцам представляет собой удобный выход из положения.

Я очень надеюсь, что все успокоится. Это отвечает нашим двусторонним интересам. Кроме того, Россия – одна из крупнейших держав в Европе и в мире. Российское влияние будет важным для решения целого ряда глобальных проблем, включая проблемы Ирана, Ближнего Востока, угрозу международного терроризма, распространения ядерного оружия. В решении всех этих вопросов я вижу Россию в качестве важного партнера Великобритании и других мировых держав. Однако для этого необходима основа взаимодоверия и взаимоуважения.

Думаю, что действия России по отношению к Британскому Совету подорвали наше доверие и уважение к российским властям. Я очень надеюсь на позитивные изменения. Хорошие отношения отвечают нашим взаимным интересам.

И.Д.: С прошлого лета российская военная авиация неоднократно нарушала воздушное пространство Великобритании. Последний такой случай произошел 22 января, когда истребителям «Торнадо» Королевских ВВС Великобритании пришлось по тревоге подняться в небо в связи с приближением двух российских стратегических бомбардировщиков ТУ-160 к границам британского воздушного пространства. Об этом сообщили СМИ со ссылкой на британское министерство обороны. Видите ли вы реальную опасность в такой реакции России на каждый случай ухудшения отношений с Великобританией?

Д.Л.: Не думаю, что сейчас наступила новая «холодная война». Я очень надеюсь и рассчитываю на то, что правительство России не хочет возобновления «холодной войны». Однако очень важно, чтобы российские власти поняли, что Великобритания и другие страны Запада хотят сотрудничать с Россией как с партнером в решении глобальных проблем. Вместе с тем это значительно усложняется действиями России за последний год. Чрезвычайно важно всем нам найти конструктивные возможности для движения вперед. Начало этому должно положить прекращение российской кампании преследования Британского Совета, а также готовность внести конструктивный вклад в международные дела.

И.Д.: В понедельник 21 января представитель министерства иностранных дел России связал переговоры о статусе российских отделений Британского Совета с возобновлением сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом, а также переговоров о послаблении визовых ограничений для российских граждан. Поддерживаете ли вы эту идею? Или вам больше импонирует позиция главы британского МИДа Дэвида Миллибанда, который, выступая 17 января в парламенте, сказал, что правительство намерено и дальше строго соблюдать эти меры?

Д.Л.: Мы, консерваторы, поддерживаем заявление Миллибанда. Мы также убеждены, что не только переговоры, но и сотрудничество с Россией в сфере контртерроризма должно продолжаться. Именно Россия неоднократно публично заявляла, что боится международных террористов и хочет сотрудничать с другими странами для борьбы с ними. Если сейчас Россия пойдет на попятную, то подорвет международное доверие к аналогичным заявлениям в будущем.

Я думаю, что сотрудничество в борьбе с международным терроризмом, обмен соответствующей разведывательной информацией, – все это настолько важно для обеих наших стран, что нам просто необходимо продолжать переговоры и сотрудничество. В данном случае точки зрения британского правительства и оппозиции совпадают. Так что для этим переговорам ничто не угрожает. Разногласия касаются лишь Британского Совета, и их урегулирование зависит от правительства России. Ни правительство Великобритании, ни силы оппозиции не стремятся к расширению этого конфликта. Мы считаем, что российские власти без промедления должны положить этому конец.

XS
SM
MD
LG