Линки доступности

Потеплеют ли отношения между Россией и Грузией?


Пятого января в Грузии состоялись президентские выборы, на которых победил Михаил Саакашвили, получивший 53 процента голосов. Четырьмя годами раньше за Саакашвили проголосовало 96 процентов избирателей – он пришел к власти в результате «революции роз», положившей конец правлению Эдуарда Шеварднадзе.

По мнению многих аналитиков, уменьшение популярности Саакашвили отражает глубокое разочарование в результатах «революции роз».

«Во время «революции роз» широкие круги населения охватила настоящая эйфория, - замечает Ольга Оликер из вашингтонского филиала «Рэнд-корпорейшн», - Людям казалось, что самые смелые их надежды вот-вот сбудутся. Этот романтический период не мог продолжаться долго – и в первую очередь потому, что цели революции – покончить с разгулом коррупции, утвердить главенство закона, решить абхазскую и югоосетинскую проблемы, улучшить экономическое положение народа – не могли быть достигнуты быстро».

Ольга Оликер считает, что разочарование в деятельности Саакашвили объясняется прежде всего авторитарным стилем его правления:

«Посулив народу свободу и демократию, Саакашвили только ограничил свободу прессы. Более того, президентская партия установила безраздельный контроль над парламентом. Поступает все больше сведений, что люди остерегаются откровенно высказываться на публике и что правительство оказывает все большее давление на самые разные круги общества. Разве все это не свидетельствует об эволюции режима в сторону авторитаризма?»

Общее недовольство политикой Саакашвили привело к массовым выступлениям протеста, охватившим грузинскую столицу в ноябре прошлого года. Демонстранты призывали к отставке президента и к проведению досрочных парламентских выборов. Полиция применила против манифестантов слезоточивый газ, водометы и резиновые пули.

По мнению многих аналитиков, ноябрьские демонстрации ознаменовали глубокий кризис режима Саакашвили. Результатом этого кризиса и стали досрочные президентские выборы, состоявшиеся в январе. По оценкам международных обозревателей, они были свободными и честными, несмотря на многочисленные нарушения. Однако, грузинская оппозиция оспаривает их результаты.

Михаил Саакашвили неминуемо столкнется со многими проблемами, на которые ему следовало бы обратить внимание еще четыре года назад. Одна из них – разгул коррупции.

«В то же время, у правительства Саакашвили есть и немалые достижения, - полагает Роберт Легволд из Колумбийского университета, - Экономика страны динамично развивается. Растут и прямые инвестиции из-за рубежа.

В прошлом году их объем увеличился более, чем на 9 процентов – возможно, на целых 12 процентов. Иными словами, прекратился экономический застой. Вновь расцвели грузинские города – в первую очередь Тбилиси. В Грузии, как и в некоторых других постсоветских государствах, происходят быстрые и позитивные изменения».

Легволд признает, что грузинскому правительству еще предстоит найти пути более справедливого распределения растущего национального богатства между городом и деревней. Ожидается, что во внешней политике Саакашвили продолжит курс дистанцирования от России и интеграции в структуры Европейского сообщества. Его стратегической целью является вступление Грузии в НАТО. Переговоры на эту тему уже ведутся.

Прозападная политика Грузии вызвала серьезные трения между Саакашвили и Владимиром Путиным. По словам Легволда, друзьями их никак не назовешь: «Отношения между ними весьма прохладные – с самого начала правления Сакашвили. Открытая враждебность российско-грузинских отношений – уникальное явление на постсоветском пространстве.

Обе стороны относятся друг к другу с нескрываемой подозрительностью. Эти настроения характерны и для российской, и для грузинской политической элиты. И личные взаимоотношения двух лидеров – Путина и Саакашвили – отражают эту враждебность».

Ольга Оликер разделяет это мнение: «С точки зрения Путина, главная цель Саакашвили – заручиться поддержкой Запада в ущерб отношениям с Россией. А Саакашвили считает, что Путин стремится превратить Грузию в российскую колонию. Это еще больше обостряет абхазскую и югоосетинскую проблемы».

Тем не менее, как считают многие эксперты, после избрания Саакашвили на второй срок напряженность в российско-грузинских отношениях может пойти на спад.

В своей инаугурационной речи Саакашвили заявил, что Грузия протягивает России руку дружбы. На инаугурации присутствовал российский министр иностранных дел Лавров, подчеркнувший, что сам факт его присутствия на церемонии является убедительным доказательством стремления России нормализовать отношения с Грузией.

Однако, для того, чтобы это произошло, обе стороны должны пойти на компромисс.

XS
SM
MD
LG