Линки доступности

Американский физик удостоен Крафурдовской премии


Восемнадцатого января Королевская Академия наук Швеции назвала имена новых лауреатов Крафурдовской премии. Она финансируется на средства фонда, который был учрежден в 1980 году крупным шведским промышленником Хольгером Крафурдом и его женой Анной-Гретой. Глава этой семьи в 1964 году основал всемирно известную фирму по производству медицинского оборудования Gambro, Incorporated. Эта компания запустила в массовое производство одну из первых в мире моделей аппарата «искусственная почка», изобретенного партнером Крафурда – профессором нефрологии Лундского университета Нильсом Алваллом.

Крафурдовские премии ежегодно присуждаются с 1982 года в одной из четырех номинаций: астрономия и математика; науки о Земле; биологические науки, в особенности работы по экологии; медицинские исследования, связанные с изучением полиартрита (в последние годы жизни Крафурд страдал тяжелой формой этой болезни). По устоявшейся традиции Шведская Академия наук объявляет новых лауреатов в середине января. Церемония вручения проводится в конце апреля в Лундском кафедральном соборе. Одновременно в Лундском университете проходит научный симпозиум, посвященный исследованиям лауреатов.

До сих пор премии по астрономии и математике всегда присуждались раздельно, хотя устав позволяет их объединять. В этом году Шведская академии впервые увенчала этой наградой ученых, работающих в обеих науках. Премию за математические исследования получили крупнейший американский физик-теоретик профессор Принстонского института фундаментальных исследований Эдвард Уиттен и профессор математики французского Высшего института научных исследований Максим Концевич. Они поделят между собой половину общей суммы премии, которая в этом году составит 500 тысяч долларов. Как говорится в решении Академии, оба лауреата награждены «за важный вклад в математику, стимулированный современной теоретической физикой».

Премией в номинации «астрономия» удостоен академик Рашид Сюняев, работающий в московском Институте космических исследований и немецком Институте астрофизики имени Макса Планка. Он награжден за «крупнейший вклад в астрофизику высоких энергий и космологию», в особенности за исследования черных дыр, нейтронных звезд и реликтового микроволнового излучения.

Предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью, которое Эдвард Уиттен дал Русской службе «Голоса Америки».

Алексей Левин: Профессор Уиттен, прежде всего позвольте вас поздравить с новым знаком всемирного признания ваших научных заслуг.

Эдвард Уиттен: Большое спасибо. Не буду скрывать, что весьма польщен этой наградой.

А.Л.: За что именно вы ее получили?

Э.В.: Я занимаюсь теоретической физикой, прежде всего физикой элементарных частиц. Эти работы включают исследования по квантовой теории поля и теории квантовых струн, где постоянно возникают очень сложные математические проблемы. Как я понимаю, Шведская Академии наук отметила Крафурдовской премией мои результаты именно в этой области.

А.Л.: Если можно, немного подробней.

Э.В.: Квантовые струны могут завязываться в узлы, которые определяют многие их свойства. Математическое описание топологии таких узлов представляет из себя весьма непростую задачу. Мне удалось показать, что для ее решения можно использовать методы теории элементарных частиц. Этот подход оказался очень плодотворным.

А.Л.: А что Вы скажете о работах остальных лауреатов?

Э.В.: Максим Концевич – великий математик. Он изучает примерно те же вопросы, что и я, но больше с точки зрения чистой математики. Моя отправная точка – теоретическая физика, именно через нее я выхожу на математические проблемы. А в итоге получаются, что мы занимаемся очень близкими вещами, но приходим к ним с разных стартовых позиций. Мы часто обсуждаем свои идеи, и, конечно, внимательно следим за публикациями друг друга. А Рашид Сюняев, конечно, великий астроном. Я считаю для себя большой честью, что награжден вместе с такими учеными.

XS
SM
MD
LG