Линки доступности

«Ремонстрация из Флашинга», веха американского сознания


В Нью-Йорке отмечается 350-летие документа, который некоторые историки считают одним из предвестников американской конституции. Это воззвание в защиту свободы вероисповедания, которое направили 30 фермеров из деревни Влиссинген губернатору Новых Нидерландов Питеру Стайвесанту. Сегодня Новые Нидерланды - это штат Нью-Йорк, а на месте деревни, жители которой подняли голос в защиту свободы совести, расположился Флашинг – один из районов города Нью-Йорка. Документ вошел в историю под названием The Flushing Remonstrance, «Ремонстрация из Флашинга».

В декабре 1657 года 30 обитателей колонии Новые Нидерланды направили петицию губернатору Питеру Стайвесанту, чей стиль правления сегодня назвали бы авторитарным. В частности, губернатор, получивший заслуженное прозвище Питер Твердоголовый, преследовал религиозные меньшинства, которые в то время только начали появляться в управляемой им колонии: сначала это были евреи, а затем – квакеры. Защита последних и была целью ремонстрации фермеров.

Профессор истории Колумбийского университета Кеннет Джексон подчеркивает, что ни один из подписантов сам не был квакером. В силу этого, по словам историка, их протест стал олицетворением идеалов, которые позднее легли в основу американского государства:

«Пуритане пытались установить свой собственный религиозный диктат. Иными словами, они требовали свободы вероисповедания не для всех, а только для себя. Значение «Ремонстрации из Флашинга» в том, что в этом воззвании группа граждан потребовала от власти терпимости по отношению к другим людям».

Поначалу протест не возымел желаемого эффекта: некоторых из подписавших воззвание губернатор арестовал, других заставил отозвать свои подписи, а всем остальным строго-настрого запретил как-либо покровительствовать квакерам.

Однако акции гражданского неповиновения продолжались. Один из местных фермеров, Джон Баун, предоставил помещение для молитвенных собраний квакеров, за что был депортирован в Англию. Однако оттуда он отправился в Амстердам и там представил петицию руководству Вест-Индской компании, которая играла ключевую роль в голландских колониях. Это, возможно, был первый пример глобализации, отмечает профессор Джексон:

«Компания решила, что хотя религия квакеров и является для них отвратительной, вмешиваться в религиозные дела колонистов – не ее дело, и до тех пор, пока квакеры мирно отправляют свои ритуалы, Питер Стайвесант должен оставить их в покое. Это крайне важно! Большинство американцев думают, что идея Первой поправки, гарантирующей свободу слова, пришла в голову Томасу Джефферсону в 1791 году. Но мы говорим о случае, который произошел задолго до того, как Джефферсон родился на свет!»

То, что сегодня про Ремонстрацию из Флашинга редко вспоминают, профессор Джексон, возглавляющий Нью-йоркское историческое общество, объясняет тем, что точкой отсчета американской истории зачастую представляется восстание колонистов против Британской короны, в то время как история голландских колоний остается мало известной.

«Между тем, - говорит он, - некоторые из ценностей, которые американцы считают основополагающими, пришли от голландцев. Я думаю, в частности, что принцип свободы вероисповедания своим происхождением в большей степени обязан голландской, нежели британской традиции»

Полвека назад в честь Ремонстрации из Флашинга была выпущена почтовая марка. Нынешний юбилей привлек новое внимание к историческому документу. Нью-йоркский драматург Сюзан Кэтрин Хефти написала пьесу о судьбе Джона Бауна. Эта историческая фигура, а также Вильям Торн, другой подписант Ремонстрации, являются ее предками. Со славной родословной семьи Сюзен познакомила мать: «Она часто рассказывала о наших предках, но о Джоне Бауне всегда говорила с особой гордостью».

Пьеса Сюзен используется преподавателями истории в нью-йоркских школах, и автор надеется, что сведения о Ремонстрации из Флашинга будут включены в учебные программы по всей стране – и не только потому, что ее предки сыграли ключевую роль в истории:

«Сегодня свободы слова и вероисповедания подвергаются ограничениям в связи с проблемами обеспечения национальной безопасности. И хотя эта проблема стоит не так остро, как во времена Питера Стайвесанта, этот документ по прежнему остается животрепещущим».

Дом Джона Бауна сохранился до наших дней и является старейшей постройкой в Квинсе, одном из составных частей Нью-Йорка. Сегодня это дом-музей, в котором теме религиозной терпимости отведено не последнее место. А в радиусе нескольких кварталов от него в современном Флашинге можно найти Молитвенный дом «Общества друзей» (квакеров), Епископальную и Католическую, а также Нидерландскую реформистскую церкви, синагогу, мечеть и храм индуистов. И хотя сегодня немногие американцы знают о Ремонстрации, очевидно, что семена терпимости, посеянные фермерами из Флашинга, дали хорошие всходы.

XS
SM
MD
LG