После первой же сцены новой американской кинокомедии «Бешеные деньги» (Mad Money) на память пришла старая американская комедия «Забавные приключения Дика и Джейн» (1977) с Джейн Фонда и Джорджем Сигалом в заглавных ролях. Тот фильм прорвался на советские экраны только благодаря тому, что содержал, с точки зрения цензоров, критику против американской капиталистической системы.
Тогдашнему советскому зрителю было смешно, когда Дик (Джордж Сигал), решивший ограбить аптеку, чтобы поправить дела семьи после увольнения с работы, так мялся, что сочувствующий аптекарь предлагал ему презервативы. Но, в общем, нам тогда мало понятны были страдания представителей среднего класса Америки с их домами, ипотекой, стриженой лужайкой и двумя машинами в гараже. Теперь, после мирового триумфа демократии и капитализма, не только ваш кинообозреватель, живущий в Америке, но и россияне полнее поймут переживания героев «Бешеных денег».
...Бриджет Кардиган (Дайан Китон) узнает от своего мужа Дона (Тед Дэнсон), что после его увольнения с ответственной работы у них накопилось неоплаченных счетов на 270 тысяч долларов. Им грозит потеря дома, не говоря уже о том, что Дон потерял и медстраховку от работы на себя и жену. Дон в депрессии, поскольку его возраст не позволяет надеяться найти хорошую должность. Как это часто бывает, женщина в семье берет инициативу в свои руки и после множества бесплодных попыток устраивается... уборщицей в отделение Федерального резервного банка в Канзасе. Здесь в подвалах уничтожают потрепанные долларовые дензнаки, и не надо быть крупным знатоком кино, чтобы понять, что имеющая ученую степень в сравнительном литературоведении Бриджит найдет именно здесь решение финансовых проблем семьи.
Для выполнения этой благородной задачи она вербует чернокожую мать-одиночку Нину (Куин Латифа) и молодую идиотку Джеки (Кэти Холмс, она же миссис Круз, третья супруга Тома), имеющих доступ к пачкам уничтожаемых денег.
Фильм легко мог превратиться в типовую heist movie – популярный в Америке и мире жанр, чья популярность не в последнюю очередь зиждется на подспудном желании обывателя решить свои финансовые проблемы раз и навсегда, ограбив банк. Но обыватель чаще всего не решается, конечно, предоставляя эту честь реальным или кинематографическим грабителям.
Сценарист Гленн Гирс написал довольно острую сатиру на состояние дел в современной Америке, испытывающей, как и все другие богатые страны, последствия глобализации с ее утечкой рабочих мест в развивающиеся страны и другими сопутствующими бедами. Фильм также отражает традиционную нелюбовь американцев ко всему федеральному – особенно системе налогообложения.
Режиссер картины Калли Хури начинала как сценаристка. Ее дебют был блестящим – она получила «Оскар» и «Золотой Глобус» за лучший сценарий картины «Тельма и Луиза» (1991). Как режиссер Хури не более чем профессиональна и полагается больше на точное воспроизведение ситуаций, прописанных сценаристом, и уверенную игру актеров, чем на создание какой-то особо искрометной атмосферы.
Когда-то в Голливуде бытовал неписаный закон, что как бы ни были симпатичны преступники, в финале они должны быть разоблачены и зло должно быть наказано. Но эти времена безвозвратно прошли. Если легендарных «Бонни и Клайда» (1967) в финале изрешетили из автоматов, то три предприимчивые дамочки, укравшие сотни тысяч списанных денег, освобождаются из-под стражи за неимением состава преступления и материальных свидетельств кражи. Их «только» до ниточки обчищает Налоговое управление.
Однако, следуя совету своей мамы, говорившей ей, что каждая женщина должна иметь на всякий случай заначку (по-английски это тоже звучит как mad money), Бриджет в финале показывает подружкам-соучастницам целый склад денег, припрятанных ею в мусорных мешках. Подозреваю, что публика в кинотеатре не возмутится такому нарушению закона.