Если спросить американского прохожего, какой балет он считает самым популярным, он скорее всего ответит: «Щелкунчик». И будет прав. Начиная с первой полной постановки этого балета в середине 40-х годов в Сан- Франциско, творение Чайковского стало самым любимым балетным произведением в США. Для многих балетных школ и студий постановка «Щелкунчика» является центральным событием их календаря.
Этот балет– такая же неотъемлемая часть рождественского сезона в Америка, как сияющая огнями елка, Санта-Клаус и покупка подарков родным и близким. Каждый год с приближением Нового года «Щелкунчика» ставят по всей стране – и профессиональные коллективы, и небольшие любительские труппы.
Не стал исключением и Балетный театр городка Манассас недалеко от Вашингтона в штате Вирджиния, который объединяет в себе профессионалов и любителей. В постановке «Щелкунчика» в этом году были заняты 12 профессиональных танцоров и около 70 любителей, детей и подростков. Большинство из них – местные жители, которые занимаются в балетной студии при театре.
Художественный руководитель театра Эмми Вулф стремится воспроизвести в своей студии принципы русской балетной школы, которой восхищалась с детства:
«Для меня в русской школе балета все гораздо более логично и последовательно, чем в американской. Каждый последующий шаг или движение опирается на то, что вы выучили до этого. Хореография строится на том, что вы подготовили в классе. Одно вытекает из другого, все логично».
Традицию русского балета в театре сохраняется не только благодаря усилиям Эмми, но и потому что здесь работают шесть профессиональных танцоров из разных городов бывшего Советского Союза. Все они принимают участие в постановке «Щелкунчика» – далеко не первый раз в своей жизни.
Говорит артист Вадим Бурчу: «Здесь, в балете я танцую Короля мышей. Спектаклей было очень много, даже не счесть сколько…Каждый спектакль, каждый день, вроде все, как у людей - идешь на работу, приходишь с работы… Но это не так. Каждый день у всех происходит что-то новое. Так же и на сцене. Каждый день у человека разное настроение, разные эмоции. Один и тот же спектакль - но каждый раз идет по-разному».
Ему вторит артистка балета Дарья Соколова: «Постановок, безусловно, тысячи, потому что каждый хочет привнести что- то свое. Это отличается сложностью запоминаний, потому что балетмейстер привносит свое… Богатая фантазия, иногда сложно запомнить».
Перед балетмейстером этого спектакля Диной Фадеевой стоит, действительно, сложная задача создания цельного спектакля, в котором используются и профессионалы высокого класса, и просто любители танца, и совсем малыши. На репетициях создается ощущение царящего на площадке хаоса. Но Вадим Слатвицкий говорит, что это не так:
«Это первое впечатление, что хаос, а потом… Но в принципе так и должно быть так, потому что, когда мы выходим на сцену, зритель воспринимает это как жизнь, происходит все естественно, очень мило на все это смотреть... Мое первое выступление было тоже в десять лет, и мы тоже там носились, и на нас тоже взрослые поглядывали - боже мой, это будущие наши танцоры! Нет. Это очень приятно».
Работа в студии идет круглый год. Многих будущих танцоров привлекет возможность участия в постановке «Щелкунчика». Но не только. Подчас те, кто оказываются здесь случайно, остаются надолго, возвращаясь на занятия из года в год. Что же нравится ребятам и их родителям в балетном театре их родного Манассаса?
«Здесь потрясающие учителя. Они знают, как мотивировать детей, у них все отлично организовано. И хотя в студии соблюдается дисциплина, сразу чувствуется, что они по- настоящему любят детей», - говорит Дидра Вагнер.
А вот еще мнения:
«Здесь интересно, потому что мы танцуем разные роли и надеваем разные костюмы».
«Мне нравится заниматься здесь балетом, потому что мы разучиваем новые движения и у нас укрепляются мускулы.Я начала заниматься в другой студии, но потом перешла сюда – потому что мне хотелось более профессионального обучения».
«У меня самая лучшая роль в балете – роль Мыши. Они ведут себя как хотят, и они едят солдат».
«Мы выступаем в красивых костюмах, которые нам дает студия».
Родители довольны успехами детей:
«В этой школе упор делается на преподавании балета в русском стиле. Детям рассказывают от истории балета, и с самого начала огромное внимание уделяется технике, деталям».
«Здесь работает отличная команда. Они прекрасно сработались. Хореограф просто потрясающий – фонтан новых идей».
«Художественному руководителю удалось осуществить свою мечту – воплотить идеи классического русского балета в нашем городе через совместную работу русских и американских танцоров».
Билеты на балетную постановку театра стоят от 20 до 30 долларов. Это значительно дешевле, чем в театрах больших городов. Кроме того, балетный театр Манассаса дает бесплатные концерты для детей, живущих в этом районе. Театр привозит постановки в каждую школу. Потом танцоры труппы отвечают на вопросы школьников, которые обычно в восторге потому, что могут поговорить с живыми артистами.
Цель в том, чтобы дети увидели профессиональные живые балетные спектакли, подчеркивает Эмми Вулф: «Я считаю, что искусство питает душу. Человек нуждается в пище, в крыше над головой. Но искусство придает смысл человеческому существованию. … И то, что мы приходим к ребятам в течение школьного дня, дает им возможность пережить высокие моменты общения с искусством».
Пока спектакли театра идут на разных площадках. Но в 2009 году, рассказывает Эмми, театр переедет в собственное помещение – здание строится по проекту, повторяющему дизайн миланского театра Ла-Скала. И, возможно, в новых стенах театр расширится и окрепнет, заняв свое уникальное место на балетной карте Соединенных Штатов.