Линки доступности

Индейская керамика: традиция, пронесенная через века


В штате Нью-Мексико проживают 19 общин индейского народа пуэбло, некоторые из них принадлежат к числу самых древних на территории США. Пуэбло – прославленные мастера керамики. Это относится, в частности, к общине Акома. У акомской керамики особый стиль: черно-белые тона и геометрический орнамент.

Известная художница, работающая в этой манере Сандра Викторино. Она работает вручную, используя лишь два-три нехитрых инструмента, которые издревле применяли индейцы этих мест. Гончарным промыслом она – продолжая семейную традицию - начала заниматься 29 лет назад.

Работы Сандры стоят тысячи долларов; многие из них украшают музеи. Ее стиль изучают специалисты по народному искусству. «Путь к успеху был долгим», – вспоминает художница.

«Ночи напролет, – говорит Сандра Викторино, – я все думала: как добиться настоящей выразительности? Каким должен быть орнамент? И вот прошли годы, но ничего не изменилось: сегодня я, как и прежде, все время ищу новые творческие решения».

Наконец, работа подходит к концу, и сыновья Сандры устанавливают свежеизготовленный расписной горшок под палящим пустынным солнцем – для обжига.

«Посмотрите, какие разные цвета, – говорит Сандра, – и каждый из них надо добыть из земли».

А из кустов юкки (в пустыне их сколько угодно) Сандра делает кисти для росписи. Ветки юкки весьма похожи на волокна сельдерея.

«Всего два пучка юкки, – рассказывает художница. – Обычно я срезаю половину и обрабатываю, чтобы волокна стали мягче. Иногда это занимает три месяца».

Сначала Сандра набрасывает рисунок карандашом, и лишь затем уточняет детали орнамента. А ведь в школе геометрия давалась е е нелегко, с улыбкой вспоминает художница: «Одна линия, потом другая – как будто вяжешь крестиком».

На протяжении часов, а порой и дней, Сандра Викторино расписывает свои изделия. Линии и цвет навеяны образами из мифологии племени, в них полно религиозных символов.

«В таких горшках, – говорит Сандра, – хранили зерно и семена. Их так и называли: горшки для семенного зерна».

Селение Акома находится неподалеку от Санта-Фе – столицы штата, города художников и бизнесменов. Здесь открыт музей керамики, в котором выставлены некоторые работы Сандры Викторино.

«Это очень интересно, – продолжает Сандра, – благодаря тому, что похоже на свободную импровизацию. Здесь нет шаблона, предварительных эскизов. Я знаю нескольких мастеров, которые так работают: три-четыре штриха – и вдруг из них вырастает этот невероятный геометрический орнамент».

Андреа Фишер – специалист по индейской керамике, говорит: «Керамика американских индейцев часто воспринимается просто как набор красивых предметов. Но дело обстоит не так просто – за всем этим скрывается очень глубокое содержание. Оно тесно связано с религиозными представлениями индейцев, с их древней культурой».

Если религиозно-мифологические символы индейской керамики и остаются для неспециалиста тайной за семью печатями, то красота и своеобразие орнамента поражают всякого. Это великое искусство – не ввезенное в Америку, но пришедшее к нам из глубин ее прошлого.

XS
SM
MD
LG