Линки доступности

Новости Голливуда: режиссер всему голова


В серии репортажей о погоне за «Оскаром» – высшей наградой Академии киноискусства США – после анализа шансов участников гонки в более популярных, актерских категориях наступило время обратиться к категории «Лучший режиссер». Потому что без режиссера не может быть фильма – ни хорошего, ни даже плохого. Американское кино, при всех его достоинствах и коммерческих успехах, не может быть охарактеризовано как авторское – в отличие, скажем, от французского, где режиссер – царь и бог, и никакой продюсер или студийные боссы (так называемые «костюмы») не могут диктовать ему, как снимать и монтировать фильм.

Американская система более способствует насыщению проката добротными фильмами, но она основана на ремесле больше, чем на искусстве. Конечно (и это обнадеживает!), из правил есть и исключения. Ситуация с «Оскаром» между тем отражает и правила, и исключения из них.

Возьмем сегодняшних фаворитов борьбы за звание «лучший режиссер». Пока 12 января не будут обнародованы имена номинантов на «Оскар» в этой категории, некоторым ориентиром будут режиссерские номинации на «Золотой Глобус», которые я дополню возможными кандидатурами.

Из пяти режиссеров-номинантов на «Золотой Глобус» авторами в моем понимании, судя по их последним фильмам, являются, пожалуй, трое, а двое лишь близки к такой оценке.

Наиболее ярким по форме, выбранной им для фильма «Скафандр и бабочка», является известный американский художник-абстракционист Джулиан Шнабел, уже удостоенный приза Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру. Его третий по счету фильм – яркая визуальная фантазия, под стать его таланту живописца. Но этот европейский по форме и языку (французскому) полет фантазии на печальную тему может показаться американским «академикам» слишком сложным.

С другой стороны, режиссер фильма «Искупление» англичанин Джо Райт как бы предлагает на суд Академии традиционный и понятный британский набор – аристократы, Вторая мировая война, слуги и господа. За этим, однако, скрывается интересная современная форма: энергичное движение камеры, неожиданные повторы одних и тех же сцен, другие находки, которые говорят об активной роли автора.

Всегда разный американец-экспериментатор Тим Бертон в своем первом киномюзикле «Суини Тодд» находит выразительную форму, сродни немецкому экспрессионизму.

Никто не умаляет вклада шотландца Ридли Скотта в современный кинематограф, но его новый фильм «Гангстер» сделан в традиционном для Голливуда стиле, который, конечно, соответствует предмету, но не вносит ничего нового в искусство, в отличие от «Гладиатора».

Самый коммерчески успешный до сих пор фильм братьев Итана и Джоэла Коэнов «Старикам здесь не место» не чужд авторским находкам, но все-таки он ближе к типичной для Голливуда продукции.

Теперь о тех, кого я включил в свои номинации на «Золотой Глобус», но мои коллеги обошли вниманием. Это Джули Теймор, поставившая удивительно оригинальный мюзикл «Через Вселенную» на песни «Биттлз». Я бы поставил ее рядом с Джулианом Шнабелом, конечно, не сравнивая их великолепные и разные работы.

Ветеран Голливуда Сидни Люмет может быть довольно традиционен в своем триллере «Игры дьявола», но побольше было бы именно таких традиционалистов в режиссуре!

Среди возможных кандидатов на номинации называют также Пола Томаса Андерсона за картину «Нефть», но мне кажется, что этот доселе ни на кого не похожий автор стремится покорить публику и критиков своим эпическим поклоном старому Голливуду.

В разных списках кандидатов на «Оскар» можно обнаружить молодого режиссера Джейсона Рейтмана за комедию «Джуно», опытного Марка Форстера за экранизацию романа «Бегущий за ветром», известного сценариста Тони Гилроя, дебютирующего в режиссуре фильмом «Майкл Клейтон», а также актера Шона Пенна, поставившего картину «К дикой природе». Конечно, как всегда, возможны неожиданности.

XS
SM
MD
LG