Линки доступности

Центральная Азия-2007


2007 год был богат политическими событиями в Центральной Азии. Но ни одно из них не стало неожиданностью как для самих стран региона, так и для международной общественности.

Истекший год был богат выборами. В Туркменистане и Узбекистане избирали президентов. Новый глава Туркменистана – самый молодой президент в Центральной Азии. Соединенные Штаты выразили надежду, что президентские выборы в Туркменистане положат начало демократизации страны. Официальный представитель Госдепартамента Шон Маккормак сказал: «Выборы в Туркменистане стали первым шагом на пути к политическим и электоральным реформам, которые со временем могут создать условия для проведения свободных и справедливых выборов, соответствующих международным стандартам».

По словам Маккормака, несмотря на нарушения на выборах, США собираются поддерживать дипломатические отношения с Туркменистаном. Он подчеркнул, что Туркменистан только что освободился от одного из самых суровых диктаторских режимов.

Помощник госсекретаря США по делам Центральной и Южной Азии Ричард Баучер присутствовал на инаугурационной церемонии и встретился с официальными представителями Туркменистана.

Еще недавно Туркменистан был одной из самых закрытых стран мира. Однако, как считают многие эксперты, после смерти президента Cапармурата Ниязова положение дел заметно изменилось. Новый президент провозгласил ряд реформ в различных областях, включая образование, экономику и религию.

На прошлой неделе Ислам Каримов был заново переизбран президентом Узбекистана. Он – самый старый президент на постсоветском пространстве. Ему исполнилось 70 лет.

Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко, комментируя президентские выборы в Узбекистане, подчеркнул, что с точки зрения Каримова, власть просто некому было передавать. Он не видит достойного преемника – то есть такого же жесткого политика, которой однозначно продолжил бы его курс со всеми вытекающими отсюда последствиями.

«С другой стороны, – продолжил Малашенко, – Каримовым владеет страх. Потому что если нет уверенности в преемнике, то всегда возникает ощущение: а что со мной будет? Как со мной поступят? Тем более что история знает немало случаев, когда бывшего вождя развенчивали, даже при жизни. Поэтому рисковать не хочет никто. Ислам Каримов желает спокойно дожить на посту президента, если не случится какая то неожиданность».

В Казахстане и Кыргызстане были избраны новые парламенты. В Казахстане возник довольно любопытный политический феномен – однопартийный парламент.

Казахстан будет председательствовать в ОБСЕ в 2010 году, что в целом оценивается как прорыв страны на международной арене: Казахстан врастает в европейскую политику, его правящей элите выдается политический кредит. Но от нее потребуют соблюдения правил игры, принятых в данном клубе. Есть основания полагать, что это придаст гражданскому обществу Казахстана и во всей Центральной Азии положительный импульс на ближайшие годы.

Среди печальных событий года в Центральной Азии нельзя не отметить убийство журналиста Алишера Саипова. Он был застрелен неизвестными в городе Оше на юге Киргизии. 26-летний журналист имел киргизское гражданство, но по национальности был узбеком. Он сотрудничал с радиостанцией «Голос Америки» и редактировал газету «Сиeсат» («Политика») на узбекском языке.

Алишер оставался одним из немногих журналистов в регионе, готовых освещать нарушения прав человека в Узбекистане, несмотря на преследования властей. Многие правозащитники считают, что его убийство было политическим и заказным.

В области экономики Туркменистан достиг успеха в отстаивании своих экономических интересов в международной торговле. Россия и Туркмения подписали 27 ноября дополнительный протокол к договору о поставках природного газа из Туркменистана. Несмотря на то, что условия соглашения по газу были зафиксированы еще при жизни предыдущего президента Туркменистана до 2009 года и цена за 1000 кубометров установлена в размере 100 долларов, Россия быстро согласилась на увеличение цены до 130 долларов. Многие аналитики считают, что в новом соглашении больше политики, нежели экономики и энергетики. Однако, как отметил аналитик вашингтонского Фонда наследия Ариэль Коэн, Москва может платить гораздо больше за туркменский газ – и все равно останется с прибылью.

Россия, Туркменистан и Казахстан подписали соглашение о строительстве прикаспийского газопровода. Аналитики сходятся во мнении, что цель этого соглашения – заблокировать альтернативные проекты трубопроводов, поддерживаемые Соединенными Штатами, в частности, транскаспийский.

XS
SM
MD
LG