Линки доступности

Острова блаженства


Не всякий угадает, какая страна на земле богаче всех природными ресурсами – тем более что если что-то о ней знать, факты повергают в шок. Это Демократическая Республика Конго, до недавнего времени Заир. Она не только бесконечно далека от процветания, но там годами идет жесточайшая гражданская война. За последние 10 лет там погибли миллионы людей, в подавляющем большинстве – мирных жителей.

Одна из самых бедных – Япония. Излишне объяснять, что население Японии живет сравнительно неплохо.

Тот факт, что богато одаренные природой страны часто, почти всегда, не видят от этого богатства ничего, кроме несчастий, известен давно, хотя и неизменно вызывает в нас удивление. В статье, опубликованной в журнале New English Review, британский эссеист Теодор Далримпл приводит историю посещенного им крохотного островка-государства Науру, почти притчу, иллюстрирующую это наблюдение исключительно ярко.

Науру, периметр которого составляет всего десять километров, представляет собой практически одну сплошную глыбу фосфатов, ценных природных удобрений, возникшую в результате вековых отложений птичьего помета. Прежде их разрабатывали здесь колонизаторы, а с обретением независимости на местных жителей обрушилось негаданное богатство. У каждого появился дом, электричество, телефон – все бесплатно. А главное – еда, которую наурийцы, веками жившие на грани голода, принялись поглощать в неописуемых количествах, наверстывая упущенное. Работы они себе при этом не изобретали – зачем, если и так все есть?

Но разработки подошли к концу, а с ними и бесплатное изобилие. Теперь пора бы приниматься за дело. Беда в том, что дела себе так никто и не придумал. К тому же экология крошечного острова полностью разрушена.

Случай Науру – вроде сказки о рыбаке и рыбке, но не самый тяжелый. Все-таки между первым разбитым корытом и вторым было и столбовое дворянство, и царский дворец. Обычно все складывается хуже, и тут даже незачем приводить в пример такую крайность, как Конго. Нигерия богата нефтью, но основной промысел ее населения, увы, – международное мошенничество. Куда девается нефтяное богатство – непонятно. То есть напротив, очень хорошо понятно.

Или совсем другой случай: Венесуэла, тоже нефтяная держава. Президент Уго Чавес в своем противостоянии Соединенным Штатам и для раздувания собственного международного авторитета разбрасывает нефтяные доходы страны в виде подачек как собственному населению, так и жителям других стран, в том числе жертвам урагана «Катрина» в США. Но нетрудно понять, что дареный кусок хлеба можно съесть лишь один раз, на инвестиции его не пустишь. А нефть тем временем рано или поздно подойдет к концу – либо подорожает настолько, что станут рентабельными альтернативные источники энергии.

Все это, конечно, прописные истины, как бы мы от них ни отворачивались. Отворачиваются, впрочем, не все. В пример другим государствам часто приводят города Объединенных Арабских Эмиратов, которые, не дожидаясь неминуемого прекращения нефтяной ренты, интенсивно диверсифицируют свою экономику. Правда, их заносит в другую крайность: поскольку нефтяных денег на такую программу не хватает, инвестиции часто осуществляются за счет займов, и общий долг уже подошел к грани банкротства.

А других примеров я сегодня приводить не стану – пусть притча так и останется притчей. Очевидно одно: подъем экономики за счет продажи окаменевших экскрементов – не самый верный путь к светлому будущему. И тем более гордиться здесь нечем: никакой нашей заслуги в том, что птицы выбрали себе именно это место, нет.

XS
SM
MD
LG