Линки доступности

Тепло, тепло… Тепло?


Глобальное потепление, как многие, конечно, заметили, – не только природное явление, но и социально-культурное, хотя этот его аспект, конечно, не так важен. Если охарактеризовать эту его особенность максимально просто, то люди консервативного склада не склонны придавать ему большого значения, а люди прогрессивных убеждений – напротив, считают, что у человечества нет большей угрозы.

Глобальное потепление сегодня становится примерно таким же камнем преткновения, каким лет двадцать назад была в массовом сознании возможность ядерной войны.

Вот простая иллюстрация с наших берегов Атлантического океана. Консервативный президент Джордж Буш естественным образом берет себе в научные советники людей сходных взглядов, а они, в свою очередь, дают ему советы не в пользу глобального потепления. Буш подвергся международному осуждению за то, что не подписал международное Киотское соглашение о борьбе с потеплением. Мало кто, впрочем, озаботился мыслью, что оно все равно не было бы ратифицировано тогдашним составом Конгресса.

С другой стороны, бывший вице-президент Альберт Гор, чье место в политическом спектре значительно левее, удостоен Нобелевской премии за свои предупреждения об опасности такого потепления.

С недавних пор водораздел мнений по этому вопросу стал сдвигаться вправо. Многие из видных американских научных обозревателей, ранее настроенных скептически, практически капитулировали и приняли если не программу, то по крайней мере два основных пункта своих вчерашних противников: всемирное потепление реально и в значительной степени вызвано человеческой деятельностью. Президент Буш, хоть и с оговорками, последовал их примеру. На всемирном форуме на Бали, посвященном проблемам изменения климата, американская делегация была принуждена общественным мнением одобрить заключительное заявление.

Но вот вдруг странная новость. Британский журнал New Statesman, ссылаясь на данные Межправительственной группы экспертов ООН по потеплению климата (IPCC), отмечает, что средняя температура за минувший год – точно такая же, как и за 2006-й. И это – не статистическая аномалия. Средняя температура, которая неуклонно повышалась с начала 80-х годов, с 2001-го остается примерно на одной и той же отметке. При этом уровень углекислого газа в атмосфере, вызывающего тепличный эффект, продолжает повышаться.

Между тем та же IPCC предупреждает, что климатические изменения могут в ближайшее время стать необратимыми. Согласно физике тепличного эффекта, повышение температуры не должно прекращаться, – напротив, оно ускоряется. Только вот факты неудобные почему-то мешают.

Я вовсе не клоню речь к тому, что климатические изменения, так озаботившие все правительства и балийских делегатов, не являются фактом. А равно и не к тому, что деятельность человека не играет существенной роли в этих изменениях. Я просто не обладаю экспертными знаниями в этой области.

Но кое-что понимаем мы все, независимо от наших ученых степеней. В частности, никакой метеорологический авторитет не убедит нас считать сухую ясную погоду дождливой.

Дело в том, что программа борьбы с глобальным потеплением, которую обсуждали на Бали, обойдется в сотни миллиардов долларов. Лишних денег в таких размерах нет ни у кого, а вот бедственных ситуаций достаточно, и выбор приоритетов очень важен. Иначе мы можем оказаться в положении людей, неверно понявших сигнал и – накануне наводнения – бросивших все ресурсы на борьбу с лесным пожаром.

XS
SM
MD
LG