«Ядерная небезопасность: Понимание угрозы, исходящей от государств-изгоев и террористов» – таково многозначительное название книги, которая предостерегает от повторения ошибок и просчетов в реализации американской политики нераспространения оружия массового поражения. Автор книги – профессор Крэнфилдского университета Джек Каравелли, бывший советник президента Клинтона в области политики нераспространения оружия массового поражения и связанных с этим программ в России и на Ближнем Востоке.
Книга «Ядерная небезопасность» – как желтый сигнал светофора: еще немного, и свет поменяется на красный. Газета «Вашингтон пост» сообщила, что в ноябре этого года группа диверсантов проникла на, казалось бы, хорошо охраняемый ядерный объект в Южной Африке, где запасов высокообогащенного плутония хватило бы на шестнадцать ядерных бомб. Его кражу удалось предотвратить только благодаря мужеству одного из охранников, который, несмотря на тяжелое ранение, смог включить сигнализацию. И это отнюдь не единичный случай.
Профессор Джек Каравелли решил проанализировать причины, по которым 9 миллиардов долларов, ассигнованных к 2007 году Конгрессом США на тридцать программ ядерного нераспространения, до сих пор не принесли ожидаемых результатов. «Меня беспокоит, – сказал он в интервью Русской службе «Голоса Америки», – что, несмотря на огромные усилия, время и средства, потраченные на обеспечение ядерной безопасности, до сих пор нет надежной охраны десятков, даже сотен тонн радиоактивных материалов, в том числе в России».
Автор книги считает, что Соединенные Штаты должны стать лидером в процессе консолидации политической воли и ресурсов международного сообщества, ибо в противном случае в руки террористов попадут ядерные или радиоактивные материалы. Десятки таких попыток были пресечены в России, несколько – в США, но были и случаи хищения с ядерных объектов в обеих странах.
«Во всех странах есть толковые, преданные делу специалисты, в том числе в США и в России, – говорит Джек Каравелли. – Однако (и я пишу об этом в своей книге) из-за некомпетентности и халатности отдельных лиц в руководстве американских программ ядерного нераспространения двустороннему сотрудничеству в этой сфере был нанесен серьезные ущерб. С моей точки зрения роль личности очень велика, а потому необходим ответственный подход к выбору тех, кто возглавляет международные программы по созданию надежной защиты радиоактивных и ядерных материалов».
По словам Каравелли, семь лет назад, когда он возглавил международные программы министерства энергетики США в области нераспространения оружия массового поражения, 60% ассигнованных Конгрессом средств расходовалось не на создание систем защиты и подготовку персонала ядерных объектов в России и странах Ближнего Востока, а на проекты в США. Преобладание ведомственных интересов плохо отразилось на планах реализации международных программ, которые связаны с защитой американской национальной безопасности.
Готова ли Америка принять должные меры в случае использования террористами ядерного оружия? Положение в этой сфере улучшается, но недостаточно быстро и эффективно, считает Каравелли: «К сожалению, критика американских СМИ в адрес министерства внутренней безопасности вполне справедлива. Прошло шесть лет после терактов 11 сентября, но эта огромная организация с колоссальным бюджетом не справляется с задачами защиты границ от контрабанды радиоактивных материалов и мониторинга грузов в американских портах. Мы не знаем, насколько близка угроза, но знаем, что времени у нас осталось немного».
Профессор Каравелли видит проблему в том, что исполнительная власть в США недостаточно эффективно выполняет задачу, поставленную Конгрессом в плане распределения человеческих и финансовых ресурсов для создания системы защиты от угрозы ядерного терроризма. Для успешного отражения ядерной угрозы эффективность необходимо повысить. Вторая составляющая успеха, считает он, – это понимание в России и в других странах, обладающих ядерными и радиоактивными материалами, что без консолидации общих усилий невозможно предотвратить катастрофу, которая станет началом конца человеческой цивилизации.