Линки доступности

Новости Голливуда: «Большие Дебаты»


Буквально в последний день, когда можно было представить фильм на номинции на «Золотой Глобус», состоялся просмотр новой картины The Great Debaters для членов Ассоциации Зарубежной прессы Голливуда, присуждающей «Золотые Глобусы». Фильм был показан в цифровой версии, поскольку пока даже не переведен на кинопленку. К моменту этого обзрения картина не имеет русского прокатного названия, поэтому я предварительно перевел его как «Большие дебаты», хотя буквальный перевод звучит скорее как «Замечательные участники дебатов».

Назвав для себя (и для вас) картину «Большие дебаты», я этим хочу сказать, что в какой-то мере большие дебаты о расовом равноправии и последствиях рабства в США продолжаются и сегодня. Некоторые афро-американцы настаивают на материальной компенсации за рабство их предков, кто-то придерживается мнения, что расизма в Америке больше нет и нынешние жители Америки, значительная часть предков которых или они сами приехали сюда много позже отмены рабства, и посему не обязаны платить за чужие грехи. Но очевидно одно - борьба за гражданские права, в том числе и расовое равноправие, принесла ощутимые плоды.

«Большие дебаты» заглядывают в истоки этой борьбы, в начало 30-х годов. Сценарий Роберта Эйсили основан на реальной истории группы молодых студентов негритянского колледжа, которые соревнуются с другими студентами в дебатах на актуальные политические темы.

Режиссеру фильма Дэнзелу Вашингтону интересны не только дискуссии на политические темы, но и политико-социальный фон того времени, когда Америка только начала выходить из Великой Депрессии, а чернокожие Юга США начали поднимать голову после многовековой дискриминации. Молодые герои фильма и их профессор Мелвин Толсон (его энергично играет сам Вашингтон) видят вокруг себя немало оголтелых расистов, которые часто и сами абсолютные бедняки. Сюжет параллельно следит за успехами ребят в дебатах и политической деятельностью профессора Толсона, который пытается объединить черных и белых фермеров в противостоянии гигантским сельскохозяйственным конгломератам.

Но эмоциональный центр картины безусловно лежит в том, что делают молодые герои, преодолевающие все возможные трудности на пути к финальной победе над командой «самого» Гарвардского университета.

Должен сказать, что благодаря точному сценарию и изобретательной режиссуре Вашингтона, а также искренней игре молодых актеров Джорни Смоллетт (Саманта Бук), Нэйта Паркера (Генри Лоув) и Дэнзела Уитакера (Джеймс Фармер-младший) картина, что называется, «дышит». Более того, это один из немногих фильмов этого года, у которого есть живая душа. Было немало хороших фильмов, которые апеллировали лишь к разуму зрителя, но эта картина одновременно затрагивает и голову и сердце. Дебаты, которых немало в фильме, звучат достаточно актуально, чтобы быть интересными сами по себе, особенно в контексте того, что уже достигнуто в области гражданских прав. Картина ненавязчиво показывает, что достижения эти дались нелегко, и даже стоили крови.

Когда я говорю, что у фильма есть душа, я не имею в виду душу афро-американскую, хотя большинство персонжей - люди с темной кожей. Душа картины - общечеловеческая. Поэтому боль и надежда людей давних 30-х годов становится нашей собственной сегодняшней болью и надеждой.

XS
SM
MD
LG