Линки доступности

Варианты решений «замороженных конфликтов» в Грузии


В Нью-Йорке в Колумбийском университете состоялась конференция, посвященная «замороженным конфликтам» на территории Грузии – о ситуации в Южной Осетии и Абхазии. В конференции, приняли участие постоянный представитель Грузии при ООН Ираклий Аласания, который в свое время участвовал в переговорах с абхазскими сепаратистами; бывший американский посол в Грузии Кен Яловиц и профессор Колумбийского университета Роберт Легволд.

В центре обсуждения была ситуация в Абхазии, которую все участники охарактеризовали, как сложную. Наиболее оптимистично о перспективах урегулирования говорил посол Ираклий Аласания. По его словам, в сентябре на переговорах в Сухуми было достигнуто соглашение о возобновлении между сторонами регулярных консультаций, очередной раунд которых должен состояться в течение декабря в Женеве: «Мы решили, что будем говорить о всей проблематике очень открыто, с той мотивацией, чтобы решить эти проблемы.

Следует отметить, что существенное влияние на развитие ситуации может оказать ожидаемое в ближайшее время объявление независимости Косово. Посол Аласания предупредил, что такой сценарий ни в коем случае нельзя будет считать прецедентным для Абхазии и Южной Осетии. Он заявил, что решение конфликта будет найдено не в Москве или в Вашингтоне, а путём прямых переговоров между сторонами. С этим не согласились другие участники дискуссии.

Профессор Роберт Легволд считает, что конфликт в Абхазии не может быть урегулирован прежде, чем будет решен вопрос о вступлении Грузии в НАТО: «В обозримом будущем не произойдёт ни того, ни другого. Конфликт в Абхазии не удастся урегулировать, а Грузии не будет предложено членство в НАТО. Я думаю, что на саммите НАТО в Бухаресте в апреле следующего года этот вопрос не будет обсуждаться. Я также полагаю – и в этом со мной многие не согласятся, – что этот вопрос не будет обсуждаться до тех пор, пока НАТО не примет Украину. Североатлантическому альянсу было бы очень сложно совершить такой прыжок и принять Грузию, прежде чем будет абсорбирована Украина».

В то же время профессор Легволд не думает, что Россия воспользуется возможным объявлением независимости Косово для того, что бы признать сепаратистские режимы в Абхазии, Южной Осетии или Приднестровье:

«Я думаю, что русские с самого начала хотели использовать ту тень, которую отбрасывает независимость Косово на Абхазию, как средство дипломатического и политического воздействия на развитие ситуации, прежде всего - в Косово, а не в Абхазии. Русских беспокоят сепаратистские настроения в их собственной стране. Во-вторых, если они признают независимость Абхазии, они потом будут нести ответственность за эту страну, в том числе и экономическую. А это дорого! Им не нужна больше такая обуза».

Находившийся в аудитории бывший советский дипломат Юрий Дубинин предположил, что ситуация в Абхазии будет развиваться по «кипрскому сценарию», иными словами, там в течение длительного периода может сохраняться относительно стабильный статус-кво. Не смотря на прозвучавшие пессимистические нотки, посол Ираклий Аласания в заключение конференции выступил с несколько неожиданным предположением о том, что Олимпиада в Сочи может помочь России и Грузии преодолеть разногласия:

«Я лично думаю, что это может стать еще одной гарантией того, что Россия и Грузия будут совместно добиваться стабилизации в регионе, потому что это объективно необходимо и России, и Грузии, конечно же».

Бывший американский посол в Грузии, ныне профессор Дартмутского колледжа Кен Яловиц был более осторожен в оценках: «Я настроен не столь оптимистично, так как предстоящий период, когда проходят выборы и в Грузии, и в России, а также усложняется ситуация в Косово, может быть очень опасным. Однако, если мы сумеем сохранить спокойствие в течение этого времени и дадим возможность поработать дипломатам, то тогда будет больше оснований для оптимизма».

XS
SM
MD
LG