Линки доступности

Москва может платить за туркменский газ гораздо больше и все равно останется с прибылью


27 ноября Россия и Туркмения одобрили дополнение к контракту на поставку природного газа из Туркменистана. Несмотря на то, что соглашение между Туркменистаном с Россией по газу было зафиксировано еще при жизни предыдущего президента Туркменистана до 2009 года, и цена за тысячу кубометров установлена в размере 100 долларов, Россия быстро согласилась на новые цены. Многие аналитики считают, что в основе нового соглашения больше политики, нежели экономики. Русская служба «Голоса Америки» попросила прокомментировать ситуацию аналитика вашингтонского фонда «Херитидж» («Наследие») Ариэля Коэна.

Ариэль Коэн: Повышение цен на туркменский газ это, прежде всего, экономика, потому что цены на энергоносители выросли и искусственно держать их на том низком уровне, на котором они были, - 100 долларов за тысячу кубических метров, - было просто неприлично по отношению к Туркменистану. Даже 130 долларов это очень мало: продажная цена на границе Германии, например составляет где-то 450-500 долларов. Так что «Газпром» выигрывает в разы, перегоняя газ, а Туркмения до сих пор, даже после новой цены, ущемлена.

Наджия Бадыкова: Что было бы, если бы у Туркмении был отдельный выход на мировые рынки?

А.К.: Цена, которую Россия платила Туркмении, была бы раза в два выше, то есть примерно 260, а не 130 долларов. Я хочу добавить, что политически Россия всячески препятствует развитию дополнительных трубопроводов на новые рынки из Туркменистана. Россия хотела бы оставаться монополистом на экспорт туркменского газа, но это уже не возможно, потому что часть туркменского газа уйдет в Китай через Узбекистан и Казахстан. Рано или поздно будет еще одна труба из Туркмении. Либо она пройдет через Каспий, Азербайджан, Грузию и Турцию - в Европу, либо она ляжет через Афганистан и Пакистан - в Индию. То есть, Россия не сможет оставаться монополистом экспорта туркменского газа.

Н.Б.: Какие последствия могут быть для стран, потребляющих туркменский газ, в частности, для Украины и Европы? Аналитики считаю, что США и Евросоюз уговорили Ашгабат поднять цены на газ. Если это так, кто потеряет от роста цен?

А.К.: От роста цен на туркменский газ потеряет, прежде всего, «Газпром», потому что его дельта уменьшается, снижается его прибыль. Если цены на газ будут расти и дальше, у конечного потребителя, а конечные потребители - либо русские, либо украинцы, либо европейцы, - то потеряют они. Но это не так плохо, потому что и в Украине, и в России газовая отрасль неэффективна. Дешевый газ транжирят, так что усиливая энергетическую эффективность из-за более высоких цен на газ, выигрывают вообще-то все, поскольку будет больше газа на продажу.

Н.Б.: Министр энергетики США Сэмюел Бодман на международной конференции «Нефть и газ Туркмении-2007» говорил, что «настало время для диверсификации источников энергоресурсов для Европы». Продолжается активное обсуждение вариантов экспорта газа из Туркменистана - через Россию и в обход ее. «Газпром» рассчитывает на оперативное начало строительства Прикаспийского газопровода. Америка и Европа лоббируют Транскаспийский вариант. Каковы Ваши прогнозы?

А.К.: Трудно сказать, удастся ли России уговорить Туркменистан на строительство трубы в так называемом Прикаспийском варианте - по территории Казахстана на Россию. Туркмения вполне может выбрать другую трубу, например, через Каспийское море на Европу, либо на Афганистан и Пакистан. В любом случае, если у Туркменистана появляется выбор, какие-то варианты, это хорошо для Туркменистана. Таким образом страна уменьшает свою геополитическую зависимость, одновременно увеличивая свой экономический вес, и сможет торговаться гораздо эффективнее, повышая цену на свой газ.

XS
SM
MD
LG