До начала электорального процесса в США, когда не первичных внутрипартийных выборах определится во многом судьба номинации кандидада на президентский пост, осталось меньше месяца. Неудивительно поэтому внимание, которое будущие избиратели проявлют к телевизионным дебатам претендентов.
«На меня нападают не потому, что я единственная женщина в сугубо мужской компании кандидатов, а потому что мой рейтинг гораздо выше, чем у моих соперников»!- заявила Хиллари Клинтон на очередных дебатах.
Для претендентов каждая публичная схватка открывает возможность сформулировать и уточнить свою позицию. Следя за ходом теледискуссий, порой приобретающих острый и нелицеприятный характер, избиратели узнают мнение кандидатов по наиболее важным политическим вопросам. Но всегда ли достигается эта цель?
«Давайте обсуждать проблемы, которые действительно важны для американского народа», – призвал демократ Билл Ричардсон, пока не входящий в группу лидеров президентского марафона. Следует учесть, что в кампании 2008 года в обеих главных партиях участвует больше кандидатов, чем в любой президентской гонке последних циклов.
«Губернатор Ромни, весь прошлый год вы дурачили людей разговорами о своем высоком рейтинге!» – эта реплика республиканца Джона Маккейна в адрес своего конкурента получила большой резонанс.
Питер Финн, консультант по политическим контактам, считает, что все критические замечания имеют сейчас глубокий смысл: «Впервые с 1952 года мы не знаем заранее, кто станет кандидатом в президенты как от демократической, так и от республиканской партии».
Именно потому, что претендентов так много, каждый из них надеется привлечь к себе максимум внимания, отмечает Кэндис Нельсон из Американского университета в Вашингтоне: «Задача кандидата - сказать во время теледебатов что-то яркое, запоминающееся, чтобы затем СМИ повторяли эти слова».
«Я буду только рад, если сегодня участники дебатов пощиплют друг у друга перья. А я тем временем подготовлюсь к борьбе за Белый Дом», - так комментировал ситуацию бывший губернатор от Арканзаса республиканец Майк Хакаби.
В этой связи полезно вспомнить историю. Дебаты, исход которых во многом повлиял на результаты выборов, состоялись в 1976 году, когда действующий президент Джеральд Форд вступил в борьбу с демократическим кандидатом Джимми Картером. Однако теледискуссии участников предвыборной гонки не похожи на дебаты в классическом смысле этого слова, когда участники излагают свои точки зрения на ту или иную проблему, пытаясь отстоять свои взгляды и доказать, что они самые лучшие.
В ходе дебатов нынешней избирательной кампании превалирует другая форма. На вопрос, заданный ведущим, отвечает один из кандидатов, а затем его ответ комментируют другие участники.
С 1988 года проведением дебатов занимается специальная надпартийная независимая комиссия. В наши дни американцы меньше смотрят телевизор, чаще всего они следят за ходом дебатов по интернету. Благодаря каналу CNN и вебсайту YouTube избиратели могут задавать кандидатам любые вопросы. Вот некоторые из них.
По вопросу однополых браков: «Если вас изберут президентом США, вы разрешите нам вступить в законный брак?». По экологи: «Что вы сделаете, чтобы сохранить для меня планету Земля?»
До дня выборов состоятся езе десятки дебатов. О чем же смогут узнать избиратели?
Кэндис Нелсон из Американского университета не склонна ждать сюрпризов: «Если вспомнить историю дебатов, то мы увидим. что больше всего запоминаются оплошности, допущенные кандидатами». Так, бывший президент Джеральд Форд вдруг сказал, что Советский Союз не господствует над Восточной Европой.
Участники предвыборных дебатов – и, разумеется, журналисты, – только и ждут таких оплошностей. Надо полагать, нынешние претенденты не разочаруют публику.