Линки доступности

Без НАТО уровень безопасности в мире был бы намного ниже


В среду министр обороны Эстонии Яак Аавиксоо встретился со своим американским коллегой, министром обороны США Робертом Гейтсом. Накануне в эксклюзивном интервью Русской службе «Голоса Америки» г-н Аавиксоо поделился мнением по ряду вопросов международной политики.

Инна Дубинская: Во время визита в США и на встрече с шефом Пентагона Робертом Гейтсем на каких темах Вы планируете остановиться?

Яак Аавиксоо: У нас три главных темы. Первая - это совместные операции в Афганистане, Ираке и Косово и состояние международной коалиции. Вторая - трансформация структур НАТО. И третья – кибератаки. Последняя тема весьма актуальна как для НАТО, так и для нас.

И.Д.: Как известно, Эстония очень пострадала от кибератак и, наверное, связывает немалые ожидания с открытием Центра НАТО по борьбе с кибернападениями и терроризмом. Каков статус этого проекта?

Я. А.: Пока он в предварительной стадии; мы надеемся в начале следующего года подписать меморандум и в течение 2008 года довести этот Центр до аккредитации на уровне НАТО, после чего он приобретет статус центра передового опыта.

И.Д.: Роберт Гейтс недавно изменил решение о выводе двух американских бригад в составе НАТО из Европы. Как вы к этому относитесь и чем могло быть мотивировано это решение?

Я.А.: Думается, это решение связано с общим процессом пересмотра присутствия войск НАТО в Европе. Не все здесь развивается, как было запланировано, - возможно, это связано с темпами трансформации. Но большого влияния, скажем так, на состояние общей безопасности в Европе и остальном мире решение Пентагона не окажет, так что, думаю, к этому процессу надо относиться прагматически.

И.Д.: Насколько релевантно НАТО сейчас, когда система коммунизма отошла в прошлое?

Я.А.: Мы, конечно, знаем, что биполярный мир больше не существует; наверное, правильней было бы говорить о монополярном мире. Тем не менее Евроатланический альянс и Европейский Союз на сегодняшний день представляют собой влиятельные силы. Без НАТО уровень безопасности в мире был бы намного ниже. Так что НАТО выполняет огромную роль. Этот альянс, по существу, олицетворяет собой союз ценностей, которые будут иметь непреходящую важность и для США, и для Европы, и для остальных демократических стран. Я надеюсь, что расширение альянса продолжится в обозримые десятилетия.

И.Д.: В рамках этого альянса должно быть место и для России?

Я.А.: Я бы не исключал такой возможности, хотя, думаю, вы со мной согласитесь, что подобная ситуация не появится в повестке дня в ближайшие два-три года, а, может, и десять лет. Через двадцать лет - кто его знает, поживем, увидим, мир развивается быстро и преподнесет немало сюрпризов.

И.Д.: Среди тем вашего визита в США - война в Ираке и Афганистане. 127 эстонских солдат и офицеров находятся в Афганистане, двое из них
погибли. Еще двое погибли в Ираке. Чем вызвано присутствие Эстонии там?

Я.А.: Мы исходим из того, что безопасность сегодня неделима; региональные конфликты и кризисы быстро распространяются на остальной мир. После атак 11 сентября на Штаты мы знаем, что произошло в Лондоне и Мадриде, поэтому мы считаем, что борьба с террором - задача не только тех стран, которые непосредственно пострадали от этих атак, но и стран, которые разделяют демократические ценности.

Не менее важно, и я глубоко убежден в этом, что люди, живущие в Ираке и в Афганистане, заинтересованы в том, чтобы сбросить с себя гнет тоталитарной власти, какой бы она ни была – фундаменталистской, исламской, коммунистической или какого-то третьего порядка, как это было в Ираке. Мы работаем над тем, чтобы помочь этим людям построить свое будущее, а затем выведем свои войска. Такая миссия опирается на решения Объединенных Наций, так что мы вносим свой вклад в достижение более безопасного мира.

И.Д.: Не исключено, что многие договоры по вооружениям, которые считались серьезным прорывом в годы холодной войны, в ближайшее время будут пылиться на полках. Как вы относитесь к тому, что президент Буш принял решение о выходе США из договора о стратегических ракетных вооружениях, а Россия решила отложить договор об обычных вооружениях и, кстати, предъявляет претензии вашей стране в этом плане?

Я.А.: Как вы знаете, все эти договоры, являются результатом существования двуполярного мира во время холодной войны. Мы, жившие тогда в Советской Эстонии и в остальных республиках Советского Союза, с удовлетворением восприняли эти соглашения: они снижали уровень напряженности в мире, и это было полезно для всех - в Америке, в СССР и других странах. Сейчас обстановка фундаментально отличается от той, что была в мире двадцать и тридцать лет назад. Поэтому шаги по пересмотру структур безопасности понятны. Мы понимаем точку зрения Российской Федерации, с одной стороны, и точку зрения Буша – с другой, поэтому ничего трагического я в этом не вижу. Остается одна проблема: необходимо вместо старых соглашений начать диалог для того, чтобы в определенный момент выйти на новые структуры безопасности.

И.Д.: В выступлениях многих политиков в последнее время звучит тревога по поводу наступательного характера внешней политики России по отношению к вашему государству. Что вы можете сказать по этому поводу?

Я.А.: К сожалению, мы находимся в состоянии медийной войны. Риторика со стороны Российской Федерации в последнее время нас очень настораживает. Мы слышим высказывания высокопоставленных лиц России относительно Прибалтийских стран, выдержанные в тех же тонах, что и речи, адресованные Грузии и Польше.

Последние годы, к сожалению, сделали нас очень чувствительными к акциям, связанным с решением эстонского правительства о переносе памятника бойцам Красной Армии на военное кладбище. Делегация Российской Думы, прилетевшая в Таллинн в начале мая, прямо потребовала отставки правительства. Что это, как не вмешательство во внутренние дела Эстонии? Подобных ситуаций мы не предвидели в 90-е годы. Но я все же надеюсь, что развитие России после президентских выборов пойдет по более демократическому пути как во внутренней, так и во внешней политике.

И.Д.: Что вам дает основание так думать?

Я.А.: Я думаю, что хорошо знаю Россию, у меня там много друзей, я работал в Петербурге, в Новосибирске. Люди, живущие в Российской Федерации, верят в возможности демократии несмотря на все противоречия ельцинских лет, и я уверен, что никто не хочет возвращения в России тоталитарного общества.

XS
SM
MD
LG