Линки доступности

Дмитрий Муратов удостоен награды Комитета защиты журналистов


В Нью-Йорке состоялась церемония вручения наград International Press Freedom Awards, которые каждый год присуждает Комитет защиты журналистов. На этот раз престижных премий удостоились журналисты из Пакистана, Мексики, Китая, а также из России: лауреатом стал главный редактор «Новой Газеты» Дмитрий Муратов. Все они были отмечены за служение своей профессии в трудных условиях, несмотря на преследования, а порой и угрозы их жизни. Особой награды удостоился легендарный американский телеведущий Том Броко, который в течение многих лет сотрудничает с Комитетом защиты журналистов.

Журналистика остается опасной профессией во многих странах. По-прежнему самое опасное место для репортеров – Ирак, где в этом году погиб 31 журналист.

Но не только там, где идет война, оказывается под угрозой жизнь корреспондентов. Всего в текущем году в разных странах погибли 59 журналистов. Для главного редактора и одного из основателей «Новой Газеты» Дмитрия Муратова это не просто статистика. За последние годы газета, одним из совладельцев которой является Михаил Горбачев, потеряла трех своих ведущих сотрудников. В 2000 году был убит Игорь Домников, в 2003-м таинственное отравление унесло жизнь Юрия Щекочихина, а в прошлом году убийство Анны Политковской потрясло мир.

Принимая награду в одном из залов фешенебельной гостиницы Waldorf Astoria, Дмитрий Муратов призвал коллег почтить их память минутой молчания. Награда Комитета защиты журналистов предназначена не ему лично, а погибшим сотрудникам, сказал он: «Вот именно так, как признание их заслуг, я это воспринимаю. Я воспринимаю это и как то, что они в каком-то духовном смысле продолжают работать. То, что сейчас происходит, – это результат их работы».

После убийства Анны Политковской Дмитрий Андреевич даже предлагал закрыть газету, заявив на собрании коллектива, что он не хочет, чтобы его коллеги подвергали опасности свою жизнь. Однако сотрудники и владельцы «Новой Газеты» наотрез отказались, и сегодня это одна из немногих публикаций, последовательно выступающих с критических позиций по отношению к власти.

«Одно время в России была действительно свободная, живая, разнообразная пресса. Но сейчас это не так, – заметил исполнительный директор Комитета защиты журналистов Джон Саймон. – Телевидение находится под жестким контролем Кремля. Осталось совсем немного независимых средств массовой информации, и ведущим среди них остается «Новая Газета», которая продолжает бдительно наблюдать за деятельностью российского правительства и страстно писать об этом. Порой журналисты платят за это жизнью».

Муратов рассказал о том давлении, которому подвергается его газета. Под различными предлогами были закрыты два ее филиала – в Самаре и Нижнем Новгороде. Многие компании, в том числе и американские, работающие в России, отказываются размещать в газете рекламу. Пользуясь случаем, Муратов призвал американских рекламодателей к прямому сотрудничеству с «Новой Газетой», которую читают около миллиона человек.

По его мнению, проблема даже не в том, сохранится ли в России независимая журналистика: «Дело в том, востребованы ли в обществе демократические ценности. Мне кажется, что официальная пропаганда сейчас сделала все для того, чтобы показать демократию как неконкурентоспособную политическую доктрину и противопоставить ей новую империю. И затуманивание мозгов, такой постоянный шовинистический угар… Видите ли, мне всегда казалось, что патриотизм – это все-таки любовь к своей стране, а не ненависть к окружающему миру».

Дмитрий Андреевич говорит, что редакция «Новой Газеты» считается одной из самых молодых и «длинноногих» в Москве, и констатирует необходимость сделать газету более современной. Однако, по словам главного редактора, кредо газеты останется неизменным: «Ниже пояса не бить и не лизать. Это газета, которая, безусловно, стоит на защите интересов общества и отдает приоритет обществу перед лицом государства и правам личности перед правами империи».

XS
SM
MD
LG