Как показывают опросы общественного мнения, в течение всего года среди кандидатов в президенты США от Демократической партии лидируют трое – Хиллари Клинтон, Барак Обама и Джон Эдвардс. Но американская политическая традиция велит быть готовым к появлению в любой момент «темной лошадки», готовой бросить вызов хорошо известным политикам. Есть такой человек и сегодня. Это - Билл Ричардсон, губернатор западного штата Нью-Мексико. В масштабах страны он известен мало, однако, по мнению многих экспертов, Ричардсон весьма подготовлен к борьбе за президентское кресло.
Начало предвыборной кампании Билла Ричардсона было броским и вызывающим. «Я - человек с Запада. Места у нас новые, и, стало быть, почва для демократов – наилучшая!» - заявил он.
Политолог Вирджинского университета Ларри Сабато полагает, что Ричардсон может стать превосходным кандидатом на выборах 2008 года. Это связано не только с его способностями и опытом (демократ Ричардсон уверенно победил на выборах в западном штате, что считается особенно трудным). У губернатора Нью-Мексико есть еще одно немаловажное преимущество – латиноамериканские корни. А удельный вес избирателей-латиноамериканцев с каждым годом возрастает.
Билл Ричардсон родился в США, однако его отец родом из Никарагуа, а мать – из Мексики. «Мальчишкой я не очень-то понимал, кто я – американец или мексиканец. Мне снились сны по-испански. Но чаще я думал по-английски», - рассказывает он.
В 1980 году Ричардсон был избран в Конгресс, где и демократы, и республиканцы неоднократно отмечали его успехи на дипломатическом поприще. На счету Ричардсона, занимавшего посты специального представителя президента США, а затем – представителя США в ООН, освобождение американских заложников в Северной Корее, Ираке и других странах. В конце 90-х годов Ричардсон был назначен министром энергетики в кабинете Клинтона.
Ларри Сабато уверен, что номинация Ричардсона обеспечит демократам место в Белом Доме: «Республиканцы вам скажут (разумеется, неофициально), что если демократы выдвинут Ричардсона, то исход выборов предрешен. Они понимают, что с Ричардсоном у них некому не тягаться. У него беспроигрышная позиция». Подобное мнение разделяется отнюдь не всеми.
Политическим догмам своей партии Ричардсон следует далеко не всегда. Так, он выступает за право граждан на ношение оружия, что очень импонирует консервативно настроенным жителям западных штатов, чаще всего голосующим за республиканцев. В вопросе о войне в Ираке он занял, однако, позицию, характерную для левого крыла Демократической партии: «Сейчас у нас там 160 тысяч солдат и офицеров, в том числе 30 тысяч, посланных в январе 2007 года в качестве подкрепления. Я намерен вывести все эти войска из Ирака».
Ричардсон проявляет большую активность в Айове, где предвыборная кампания начинается раньше других штатов. Правда, большой популярности среди местного электората демократов он пока не завоевал, заняв, по данным последнего опроса, четвертое место. Редактор популярного информационного бюллетеня Стюарт Ротенберг объясняет это следующим образом: «Дело в том, что соревнование между претендентами-демократами, по существу, еще не началось. 85% зарегистрированных демократов еще не сделали выбора».
По признанию самого Ричардсона, ему необходимо добиться лучших результатов (по сравнению с ожиданиями экспертов) в одном из «штатов раннего голосования». Он нацелился на Неваду: «Думаю, от результатов в Неваде будет зависеть очень многое».
Аналитик Ротенберг с этим согласен лишь частично: «Ему надо выиграть где-нибудь. Необходимо произвести впечатление. Но даже если он победит в Неваде, об итогах кампании судить будет рано».
Первым серьезным испытанием для «темной лошадки» с Дальнего Запада станут выборы в Айове, назначенные на 3 января.