Линки доступности

Новости Голливуда: «Искупление»


Продолжаем знакомство с картинами, которые уже выдвинулись вперед в «оскаровской» гонке. Судя по реакции кинокритиков и профессиональных предсказателей победителей в борьбе за кинематографические награды, одним из, если не главным лидером, становится фильм «Искупление» (Atonement).

У картины есть много типичных «оскаровских» компонентов. Во-первых, члены Академии киноискусства, присуждающие «Оскар», очень падки (как, впрочем, и американцы в целом) на все британское. А «Искупление» – фильм очень и очень британский. В нем есть традиционный для фильмов о туманном Альбионе элемент upstairs-downstairs, то есть типичное для Англии классовое расслоение и противостояние между хозяевами, живущими «наверху» (upstairs) и слугами, обреченными на «подвал» (downstairs).

В данном случае подвал не реальный, как во многих фильмах об Англии, а условный: его представитель (Джеймс Макэвой) живет с отцом-садовником во флигеле. Между ним и дочерью хозяев виллы (Кира Найтли) возникает страстное влечение, но обстоятельства складываются таким образом, что ревнивая младшая сестренка героини (Сирсе Ронан) делает так, что героя Макавоя сажают в тюрьму за изнасилование, которого он не совершил.

В результате этого юношеского поступка жизнь всех героев этого фильм идет наперекосяк. Девочка испортила жизнь не только сестре и ее возлюбленному, но и себе. На протяжении всего фильма она, став уже взрослой (Ромола Гараи и Ванесса Редгрейв играют разные возрасты персонажа), ищет искупления, но не находит его. Мы как бы читаем роман, написанный этой женщиной, ставшей известной писательницей.

Литературная природа фильма (экранизация известного романа Иэна Макьюэна) не делает его очередной добротной, но нудной постановкой в стиле Би-би-си. Режиссер «Искупления» Джо Райт уже своей первой большой картиной (тоже экранизацией) показал, что можно прекрасно сочетать динамику кино со статикой литературы.

Никто не ожидал, например, что можно из книги Джейн Остин «Гордость и предубеждение» сделать такой живой фильм, как сделал Райт. Между прочим, за роль в той картине Кира Найтли была номинирована на «Оскар». Ей и за роль в «Искуплении» прочат номинацию, равно как и Саорис Ронан и Ванессе Редгрейв, хотя роль последней по объему и невелика. Режиссера Райта тоже считают кандидатом на номинацию за лучшую режиссуру.

Впервые мы встречаемся с пожилой писательницей, которую играет Редгрейв, во время ее интервью на телевидении. Не все узнают в телеведущем режиссера Энтони Мингеллу. Мингелла не актер: его присутствие в фильме означает как бы перекличку оскароносного фильма Мингеллы «Английский пациент» с «Искуплением». И эта перекличка прочитывается. В «Искуплении» есть Вторая мировая война с ранеными английскими и французскими «пациентами». Фильм умело балансирует между эпическим размахом войны и камерностью человеческих чувств. В этом есть заслуга и сценариста Кристофера Хэмптона, и оператора Шеймуса Макгарви. Оба могут претендовать на номинации на «Оскар».

Фильм голливудской студии Focus Features прочно занимает первую строку в списках претендентов на награды после его успешного дебюта на кинофестивале в Торонто в сентябре этого года. Официально он выходит на экраны Северной Америки 7 декабря. Если массовый зритель примет картину так же, как и фестивальный, – шансы на оскаровский успех «Искупления» еще более возрастут.

XS
SM
MD
LG