Линки доступности

Старая советская болезнь недоверия к внешнему миру


Период правления Владимира Путина совпал с заметным улучшением экономики России. Еще несколько лет назад по объемам ВВП Россия уступала Португалии, а сегодня она занимает шестое место в мире, и ее экономика продолжает расти рекордными темпами. Экспорт энергоресурсов и обширный частный сектор способствовали повышению уровня жизни населения до показателей, невиданных со времен развала СССР.

При Путине Россия выплатила все долги Всемирному банку и другим международным финансовым учреждениям. Ее финансовые резервы исчисляются сотнями миллиардов долларов, которые инвестируются как в самой России, так и за рубежом. Кит Крейн, сотрудник частного исследовательского центра РЭНД Корпорейшн, считает, что российские темпы роста сопоставимы с китайскими:

«Экономика Китая растет на 10% в год. Российская увеличивается, в среднем, на 6,4% ежегодно. Однако если учесть, что рубль существенно окреп, то в долларовом измерении российская экономика растет на 25% в год. Российский частный сектор значительно больше китайского, и именно он выступает в качестве основного двигателя экономического роста».

Экономические успехи России явно способствовали росту ее амбиций и стремлению к восстановлению статуса великой державы. Как отмечает профессор Джорджтаунского университета Анджела Стент, Путин недоволен рядом договоров, которые Россия подписала в середине 90-х годов, и хочет их пересмотреть:

«По мнению Путина и его единомышленников, Россия отказалась от коммунизма и распустила СССР, но не получила в ответ от Запада должного уважения. Русские хотят, чтобы к ним относились как к равным, они хотят, чтобы мнением их страны считались не меньше, чем с точкой зрения США или Евросоюза. Поэтому президент Путин заявляет: мы больше не будем покорными, у нас есть право отстаивать свои интересы».

Путин не жалеет критики в деле расширения НАТО и проникновения Запада в традиционные сферы российского влияния в Прибалтике, Средней Азии и на Кавказе. Кроме того, путинское окружение считает, что США не проявили благодарности за российскую помощь Америке в войне с талибаном. Кремль также разошелся с Западом в иранской ядерной программе и планах размещения элементов системы ПРО в Центральной Европе. Он пригрозил денонсировать ракетный договор 1987 года, по которому США и СССР вывели из Европы ядерные ракеты средней дальности. Москва также указала, что может выйти из Договора об обычных вооруженных силах в Европе.

Внешняя политика Путина нравится россиянам, говорит аналитик Стивен Сестанович: «Его претензии на статус великого российского правителя опираются на то, что при нем Россия окрепла, и теперь не просто принимает то, что ей предлагают другие, а жестко отстаивает свою выгоду. Он старается выглядеть в глазах народа защитником интересов России в том смысле, в каком он их понимает».

Крейн считает важным фактором то, что Путин окружил себя бывшими сотрудниками КГБ: «Сам Путин – бывший офицер КГБ. А эти люди постоянно всех во всем подозревают. Они смотрят на мир с точки зрения «кто кого», с точки зрения борьбы и соперничества, а не с позиции сотрудничества. Они уверены: если одна страна выигрывает, то другая проигрывает, и хотят видеть победителем Россию».

Сестанович добавляет: «Президент Путин вывел на первые роли единомышленников, которые заняли руководящие посты в государственном аппарате и государственных компаниях. Сотрудники КГБ считали себя самыми достойными членами советского общества. Они глубоко убеждены в том, что именно они, в отличие от беспринципных олигархов и циничных политиков-оппортунистов, являются подлинными выразителями интересов России. При этом они немало выиграли в личном плане от отстаивания интересов России – опять таки, в том смысле, в каком они их понимают».

«Когда западные бизнесмены изучают перспективы работы с российскими государственными структурами и предприятиями, они неизбежно сталкиваются с проблемой непрозрачности русского бизнеса - продолжает Сестанович. - За последние несколько лет Москва пересмотрела условия множества контрактов в энергетической сфере, что не могло не породить у западных фирм изрядный пессимизм в отношении будущих инвестиций в России».

Другие специалисты уверены, что для России и ее нового руководства нет пути назад к коммунизму, и что страна все еще находится в стадии перехода к демократии и капитализму. Но сторонников последнего мнения на Западе становится все меньше и меньше.

XS
SM
MD
LG