Известная среди русскоязычных театралов Большого Вашингтона труппа Бориса Козинца встречает свой 15-й сезон. Бессменный руководитель коллектива, актер и режиссер Борис Козинец полагает, что его спектакли смогут способствовать сохранению русского языка в эмигрантской среде:
«Я часто сталкиваюсь с одной и той же ситуацией, общаясь с маленькими детьми наших эмигрантов по телефону, - говорит он. - Своей племяннице, предположим, я звоню и говорю: "Здравствуй". Она мне отвечает по-английски. Это неправильно».
Несмотря на нехватку декораций и мебели, режиссер всегда ухитряется создать в своих постановках соответствующую времени атмосферу. В этом ему часто помогают обычные ящики.
«В "Твардовском", – поясняет режиссер, – это были ящики, символизирующие патроны. В "Поминальной молитве" они служили просто мебелью: из этих ящиков делали шкафы, потом кровать. Поскольку хозяин нашего спектакля "Закат" Мендель Крик - биндюжник, то ящики тоже имеют какой-то смысл. Ну, а висящие жилетки – это символ Одессы, и акации, и цветочки, и ветвь, которую срубили и прислали нам прямо сюда из Одессы».
Премьера, состоявшаяся в театре Рэндолфа, имеет для актеров особое значение, поскольку благодаря американским спонсорам, арендовавшим зал, исполнители имеют возможность играть на сцене профессионального театра.
В труппе 20 артистов - все любители, за исключением Аркадия Барского, 40 лет отдавшего сцене театра Ленинградского Университета. В спектакле по Бабелю он предстает в роли центрального персонажа – Менделя Крика. Сам актер отрицательно отзывается о личности своего героя: «Это человек, который не смог или не захотел найти контакт со своими детьми. Поэтому дети его и убивают, дети отбирают у него имущество…».
Тяжела доля матери Нехамы. Ее играет бывший инженер-технолог Наталья Каневская. Для Елены Черкасовой, биохимика по профессии, роль дочери Менделя Дойры - первая в жизни. Она считает, что ее героиня грубая, простая, глупая и истеричная особа, в ней нет ничего привлекательного: «Как мне сказал Борис Михайлович, ты должна сыграть ровную себе противоположность: говорить басом, грубо. Я действительно произношу фразы, которые в жизни вообще не употребляю в речи».
««У меня тут семейственность полнейшая, - рассказывает Борис Козинец, представляя своих актеров. - Есть семья Вовков: папа играет, сын тоже когда-то играл в спектакле. Сегодня он уже музыкант, гитарист. Мама шьет декорации, костюмы и так далее. Каждый член нашего коллектива выполняет какую-то функцию, причем делается это все безвозмездно».
Спектакль «Закат» - динамичный и захватывающий - никого не оставляет равнодушным. В постановке задействованы и молодежь, и ветераны.
Александр Грайновский, инспектор по налогам одной из американских компаний, весьма убедителен в роли шамеса синагоги Арье-Лейба. Покоряют и прелестная Маруся в исполнении местного спортивного инструктора Тани Беляевой, и ее матушка - бывшая учительница Цецилия Огородникова. Завораживает колоритность образа портного Боярского в интерпретации американского инженера Ильи Айзмана. Интересны образы сыновей Менделя, которые сыграли компьютерные программисты Илья Свиридюк и Артур Фельде.
Новая работа актеров театра русской классики в США еще раз убеждает, что свободным и творческим личностям все под силу.