Линки доступности

«Авторитет» у власти


Судя по всему, в России установился прочный авторитарный режим, и независимо от того, как будет называться его должность, главным «авторитетом» будет оставаться Путин. Публичная политика в стране будет производной от его профессионально сдержанных и оракулярно многосмысленных высказываний. А теперь представьте, что случай подыграл не Владимиру Путину, а Владимиру Жириновскому. Бессрочным «отцом нации» стал бы темпераментный болтун, хитрец, склонный на трибуне разыгрывать шута горохового.

Вот именнo такова политическая ситуация в Венесуэле, которую возглавляет Уго Чавес. Мне тут говорят, что у России есть и поближе пример – Белоруссия Лукашенко. Ан нет, в одном существенном отношении у экзотической Венесуэлы больше сходства с Россией, чем у соседней Белоруссии: и в России, и в Венесуэле экономической базой режима являются нефтяные богатства.

С видимым удовольствием разыгрывая шута, Чавес уничтожил в стране демократические институции, захватил контроль над нефтяной промышленностью и по мере надобности переписывает конституцию страны. Поскольку старая конституция ограничивала срок президентского правления, Чавес под дружный рев одобряющего большинства населения решил исправить и этот просчет. Ему, видите ли, надо оставаться у власти, пока он не построит в своей стране «социализм XXI века».

В свое время по телевидению всего мира без конца прокручивали выступление Чавеса на генеральной ассамблее ООН, где он нюхал воздух своим длинным носом и говорил, что здесь только что был дьявол. Дьяволом он называл американского президента. Меньше обратили внимания на то, что самого себя в своих вступлениях он сравнивает с Иисусом Христом.

Журналисты Кристина Маркано и Альберто Барреро написали подробную, тщательно документированную биографию Уго Чавеса [Christina Marcano, Alberto Barrera. HUGO CHAVEZ, Random House]

Эпиграфом к своей книге они взяли слова Томаса Гоббса о «вечно неутолимом желании все большей и большей власти». Эта мегаломания овладела Уго с ранних лет. В распоряжении журналистов оказался дневник, который он вел еще будучи кадетом в военном училище. В нем девятнадцатилетний Уго писал: «Надеюсь, что когда-нибудь я один буду отвечать за всю страну».

В годы своей армейской службы болтливый Чавес не делал секрета из своих идеологических взглядов, которые представляли собой невероятную мешанину из Маркса, Мао Цзедуна, Че Гевары и Симона Боливара. Но его никто не принимал всерьез. Когда военному министру доложили, что Чавес готовит государственный переворот, он посоветовал докладчику пройти психиатрическое обследование. Пару недель спустя попытка переворота была произведена. В первый раз она Чавесу не удалась, но он стал национальной знаменитостью.

Секрет политического успеха Чавеса прост. Он обеспечен двумя обстоятельствами. Первое – бедность большинства населения, политически, да и вообще, малограмотного, а потому и падкого на социальную демагогию. Второе – высокие цены на нефть, которые дают Чавесу возможность обещать всевозможные блага беднякам.

На самом деле в стране мало что изменилось, несмотря на хвастливые заявления Чавеса. Уровень безработицы в Венесуэле остается высоким. Некоторое уменьшение бедности абсолютно привязано к ценам на нефть, никаких иных гарантий повышения уровня жизни не создано. Коррупция на всех уровнях бюрократической системы процветает. Тут тоже можно уловить черты печального сходства с Россией. Но есть и различие. Чавес говорит, что останется у власти «только» до 2030 года. C российского Олимпа таких ограничительных сроков никто не назначает.

XS
SM
MD
LG