Линки доступности

Вопросы к практике допросов


Недавние газетные публикации содержат сведения о том, что в двух служебных записках министерства юстиции сотрудникам Центрального разведывательного управления было разрешено применение «усиленных методов» при допросе подозреваемых террористов. Эти записки с грифом «строго секретно», согласно газетной информации, были составлены в 2005 году после того, как генеральным атторнеем США (этот пост совмещает должности министра юстиции и генпрокурора) был назначен Альберто Гонсалес.

Сразу после огласки законодатели-демократы потребовали представить им указанные документы. Один из лидеров Демократической партии, сенатор Эдвард Кеннеди заявил: «Конгресс обязан занять строгую позицию в отношении пыток, поскольку исполнительной власти доверить надзор за этой сферой нельзя. Она потеряла доверие».

Со своей стороны, президент Буш на пресс-конференции в Белом Доме защищал политику администрации: «Наше правительство не пытает людей. Мы строго соблюдаем законодательство США и наши международные обязательства». Джордж Буш сказал далее, что дознавание по делам о терроризме ведут хорошо подготовленные профессионалы, и результаты допросов дают ценную информацию, позволяющую предупреждать новые нападения.

Как отметил президент Буш, «члены соответствующих комитетов Конгресса были своевременно ознакомлены с техникой, применяемой нашими людьми в ходе допросов. Американцы доверили правительству защиту своих жизней от посягательств террористов. Мы твердо исполняли это поручение и намерены исполнять его в дальнейшем. Если мы узнаем, что кто-то замышляет очередной теракт против Америки, можете не сомневаться, что мы арестуем этого человека. И можете не сомневаться – мы допросим его, как следует».

Администрация отказывается передать Конгрессу служебные записки, мотивируя это тем, что изложенная информация поможет террористам подготовиться к методике допросов в случае ареста. Это, однако, не остановило волну критики.

Американскую администрацию неоднократно обвиняли в применении крайних методов в отношении подозреваемых в терроризме после 11 сентября. Комментируя последние по времени газетные публикации и заявления президента Буша, сотрудница общественной организации Human Rights First Элисса Массимо сказала: «Когда руководители минюста говорят на черное, что это – белое, а погружение людей в воду не считают пыткой, то зачем писать законы?».

В прошлом году президент Буш подписал закон, регулирующий дознавание и судебное преследование подозреваемых в террористической деятельности. Этот закон оставлял на усмотрение президента решение о том, какие способы обращения с арестованными соответствуют Женевским конвенциям. В июле этого года президент выпустил директиву, запрещающую любые виды пыток в отношении членов «Аль-Кайды» и Талибана.

В служебной записке минюста 2005 года утверждается, что некоторые методы, в частности, имитация утопления и длительное содержание в очень холодных помещениях, не следует квалифицировать как пытки. Правовой эксперт Дэвид Шеффер считает весьма тревожным, что подобные формулировки исходят из инстанций, призванных следить за соблюдением законности.

Демократы в Юридическом комитете Палаты представителей намерены начать расследование. А в Сенате, по всей видимости, эта тема будет поднята при утверждении на посту генерального атторнея Майкла Мьюкейси, сменившего Гонсалеса.

XS
SM
MD
LG