Линки доступности

Хиллари Клинтон полна решимости стать первой женщиной-президентом США


Американцам нет нужды представлять Хиллари Клинтон. В прошлом – первая леди США, она впоследствии дважды избиралась сенатором от штата Нью-Йорк. Сейчас она ведет кампанию за право вернуться в Белый дом и твердо заявляет: «Я намерена победить!».

В период президентства ее мужа Билла Клинтона Хиллари снискала известность редкой среди первых леди публичной активностью. Это, по мнению главы Центра политических исследований при Вирджинском университете Ларри Сабато, дает ей огромное преимущество:

«Фактически она разделяла лидерство в стране в течение обоих сроков пребывания в Белом Доме, и это всем известно. Поэтому в определенном смысле можно говорить, что она избирается на третий срок. Будучи должностным лицом в структуре демократов, будучи кандидатом партийного истеблишмента, а также клинтоновского клана, она выглядит очень сильным претендентом на номинацию».

Тем не менее несмотря на ее статус лидера в нынешней гонке – по последним данным она опережает самого популярного республиканца Руди Джулиани на 7 пунктов, - многие, в том числе и ее сторонники, ставят под сомнение ее шансы победить на президентских выборах. Для этого есть несколько причин.

Традиционно сенаторам не везло, когда они выдвигали свои кандидатуры на президентский пост. Сенатор Клинтон снискала репутацию человека, не оставляющего никого равнодушным: она вызывает в обществе резко противоположные суждения. Опросы показывают, что никакой другой кандидат из числа демократов и республиканцев, не вызывает такой резко отрицательной реакции. Столь высокий негативный рейтинг в значительной степени связан с ее деятельностью в годы президентства ее мужа.

В Белом доме она возглавляла рабочую группу, занимавшуюся в начале первого срока президентства Билла Клинтона реформой американской системы здравоохранения. «Наша система охраны здоровья работает плохо, и ее нужно менять», - широковещательно заявила она, представляя свой план. Но ее план провалился в Конгрессе. Он был раскритикован как слишком запутанный и ведущий к бюрократизации системы здравоохранения.

Хиллари также подверглась резкой критике за роль, которую сыграла в проекте строительства жилого комплекса «Уайтуотер». Она стала первой Первой леди, которой была вручена повестка в суд. В результате скандала ей пришлось давать показания федеральному жюри, а целый ряд ее бывших деловых компаньонов по «Уайтутеру» попал за решетку.

Позднее ей пришлось немало пострадать, когда была предана огласке любовная связь между ее мужем и стажеркой Белого Дома Моникой Левински. Затем над президентом Клинтоном нависла угроза импичмента за то, что он солгал Конгрессу. В адрес Хиллари было высказано немало как сочувствующих, так и осуждающих слов за решение публично поддержать своего супруга.

Этот длинный шлейф противоречивых событий, несомненно, отрицательно скажется на ее кампании за президентское кресло, считает Ларри Сабато: «Налицо фактор скандалов. Многие не хотят ее возвращения Белый дом, потому что не желают ворошить старые скандалы, и уже тем более – слышать про новые».

Тем не менее ее бурное прошлое в роли первой леди резко контрастирует с периодом, проведенным ею в Сенате, где она зарекомендовала себя как последовательный центрист.
Ее решение подать голос за войну в Ираке вызвало гнев со стороны либерально настроенных членов Демократической партии. Сейчас Хиллари говорит, что готова нести за это полную ответственность: «Я отвечаю за свое решение. Но жизнь невозможно повернуть назад, хотя иногда очень хочется».

По мнению наблюдателей, опыт, приобретенный сенатором Клинтон в Комитете по делам вооруженных сил, и ее способность перешагнуть через межпартийные барьеры, когда речь заходит о безопасности страны, делают ее более привлекательной в глазах избирателей. Говорит аналитик Института американского предпринимательства Джон Фортьер:

«Делая упор на своем опыте, она хочет выглядеть как толковый человек, прагматик, который во многих вопросах занимает золотую середину, иными словами – человек, который справится с управлением государством. Возможно, со стороны это выглядит не столь убедительно, поскольку война расколола общество и в результате она оказалась гораздо дальше на левом фланге, чем ей хотелось бы».

Фортьер и другие считают, что Хиллари Клинтон ведет очень непростую кампанию. Она стремится выглядеть привлекательной в глазах либерально настроенных рядовых членов партии и одновременно стремится предупредить нападки со стороны республиканцев, которые готовы броситься на нее, если она сдвинется слишком далеко налево. Эта стратегия была наглядно продемонстрирована, когда Хиллари довелось отвечать на вопросы в недавних президентских дебатах в Чикаго:

«Я хочу, чтобы демократы победили, а для этого они должны выступить единым фронтом. Вот уже 15 лет мне противостоит весь аппарат правого истеблишмента, и всякий раз я выходила из боя с победой. Так что если вам нужен победитель, который знает, как разговаривать с этой публикой, взгляните на меня - я тот человек, который вам нужен».

Такова уверенность первой леди, которая хочет войти в историю как первая женщина-президент США.

XS
SM
MD
LG