Линки доступности

«Президент Путин слишком молод и слишком популярен, чтобы уходить на покой»


Реакция официального Вашингтона на речь Владимира Путина, в которой он назвал «реалистичной» возможность занятия им должности премьер-министра после ухода с поста президента, озвучил представитель госдепа Шон Маккормак:

«Мы надеемся, что любые действия российских политиков будут осуществляться в соответствии с законами России. Президент Путин публично заявил, что не собирается переизбираться на следующий срок. Его дальнейшую политическую судьбу - будет ли он премьер-министром или членом парламента, - никто не может диктовать президенту Путину или российскому народу. Они сделают свой выбор.

Очевидно, что президент Путин и его окружение искренне заботятся о благе России и будущем своей страны. С нашей точки зрения, для России в будущем было бы весьма полезно укреплять политические и экономические реформы, обеспечивать политическую свободу. При этом они сами должны решать, в какой роли они намерены участвовать в российской политической жизни, чтобы положительно влиять на будущее своей страны. Эти решения они должны принимать самостоятельно».

Мнения американских политологов о последнем ходе Владимира Путина, связанного с переносом акцента власти с президентства на парламент, выяснял обозреватель «Голоса Америки» Андре де Нэшнера.

Бывший советник Белого Дома Брент Скоукрофт считает: «На мой взгляд, Россия сейчас переживает времена неуверенности, и такое настроение, по-видимому, сохранится какое-то время. Мы уже наблюдали драматические перемены в период от Горбачева до Путина, каждый из которых проводил свою собственную политику. И это тоже будет продолжаться. Оставляя президентский пост, Путин хочет сохранить сильное влияние в стране. Как он это сделает, я не знаю. Но мне кажется, он правильно делает, что уходит. Если бы он пытался остаться главой государства, это было бы плохо и для него лично, и для страны в целом. Время покажет, станется ли он главой партии «Единая Россия» или премьер-министром».

Политолог Дейл Херспринг из Канзасского университета видит Путина человеком, облечившим себя высокой миссией: «По-моему, Путин убежден, что он – единственный человек, способный сохранить целостность и стабильность России, пока в стране не появятся прочные продуманные структуры власти. Переходя в премьеры, он, похоже, намерен сделать подобной структурой парламент».

Над Путиным тяготеет пример его предшественника, продолжает Херспринг: «Когда Путин перенимал бразды правления, то думал, наверное, следующее: «Ну что ж, господин Ельцин, революция у вас получилась славная, но сейчас вы расплачиваетесь за нее анархией, а стране нужна стабильность». Этому он посвятил себя, и сегодня Россия куда стабильнее, чем 7 лет назад. Но уверенности в том, что построенное им не распадется с его уходом, у Путина нет. Отсюда – желание остаться».

Стабильность путинского режима досталась дорогой ценой, отмечают оппоненты Херспринга. Для этого понадобилась централизация власти, ослабление независимых политических групп, зажим СМИ, перестройка избирательных законов под партию власти, напоминает эксперт из Гарварда Маршалл Голдман: «Путин слишком молод, чтобы уходить на покой, и слишком популярен в народе, который благодарен ему за принесенный порядок».

С Путиным во главе партийного списка «Единая Россия» упрочит свое большинство в Думе, считает вашингтонский аналитик Эндрю Качинс:

«С перемещением центра тяжести от президента к премьеру политический расклад сил в России сильно меняется, хотя конституция 1993 года формально оставляет за главой государства большие полномочия. Поэтому Дума нового созыва, по всей вероятности, примет закон, передающий реальную власть председателю правительства, которого, видимо, будет избирать ведущая фракция в парламенте».

Государств с сильным премьером и символическим президентом в мире насчитывается немало, отмечают аналитики. И, пробыв некоторое время на посту премьера, Путин сможет вновь баллотироваться в президенты, что опять повлечет за собой смену центра тяжести в системе.

XS
SM
MD
LG