Линки доступности

Не торопитесь с ответом!


Сижу я как-то, пялюсь в компьютер, что-то сочиняю, а в левом верхнем углу экрана выскакивает новая «емелька», электронное письмо. Открываю. Читаю. «Я наврала боссу, что у меня мать заболела, так что смогу провести с тобой три дня до понедельника. Вот уж мы…» А дальше идут обещания, чем мы будем заниматься три дня. Очень интересно написано. В стиле «откровенная эротика». Не успел я закрыть открывшийся от изумления рот, как выскакивает новое письмо. В нем говорится: «Предыдущее письмо было отправлено вам по ошибке. Пожалуйста, уничтожьте, не читая».

Увы, я уже прочитал. И не я один. Бедняжка ткнула не в ту клавишу, и ее любовное послание ушло по списку всем студентам, преподавателям и служащим нашего колледжа.

Наверное, каждый, кто пользуется электронной почтой, т.е., попросту говоря, почти каждый мог бы рассказать подобную историю. Немало таких историй и в книге Дэвида Шипли и Уилла Швальбе «Отослать: руководство по электронной почте для офиса и дома» [David Shipley, Will Schwalbe, SEND, Knopf].

«В электронной почте, – пишут Шипли и Швальбе, – люди перестают быть сами собой. Они становятся более сердитыми и менее обходительными, менее внимательными и более обидчивыми, больше сплетничают и врут. Электронная почта дает проявиться далеко не лучшим подспудным чертам нашего характера». Но электронная почта также дает возможность мгновенного отмщения электронно-униженным и электронно-оскорбленным.

В одной из крупных адвокатских фирм в Англии секретарша нечаянно забрызгала брюки своего шефа кетчупом. Этот скупердяй направил ей послание с требованием оплатить стоимость химчистки – 4 фунта. В ответ он – и сотни других сотрудников фирмы – получили следующее: «Re: кетчуп на брюках. В ответ на Ваш e-mail, я приношу извинение за то, что отвечаю не сразу, т.к. в связи с неожиданной болезнью, смертью и похоронами моей матери у меня были более неотложные проблемы, чем выплата Вам четырех фунтов. Я еще раз извиняюсь за то, что нечаянно брызнула кетчупом на Ваши брюки. Безусловно, Вы как старший партнер в фирме имеете большую нужду в деньгах, чем я как секретарша. После того, как я познакомила с Вашим посланием многих наших юристов и практикантов, они великодушно предложили мне, что соберут требуемую Вами сумму. Однако я отклонила это щедрое предложение и, если Вам срочно требуются вышеупомянутые четыре фунта, Вы найдете их на моем столе сегодня после полудня. Дженни». Это послание широко распространилось в интернете и, в отличие от брюк, репутация адвоката была запятнана навсегда.

Между тем, основное в книге Шипли и Швальбе не такого рода истории, а советы тем, кто пользуются электронной почтой. Например, такой совет: «В критических ситуациях НЕ пользуйтесь электронной почтой». Если бы забрызганный кетчупом вздумал загладить свой бестактный поступок и извиниться или отшутиться, то ему следовало бы это сделать лично или по телефону. Живое общение во всех обстоятельствах перевешивает электронное, которое воспринимается как отписка.

Есть в электронной почте нечто, что придает ей оттенок равнодушия, невнимания к адресату как человеку. На худой конец используйте хоть восклицательные знаки и смайлики, советуют Шипли и Швальбе. Если Вы пишете: «Увидимся на совещании» (точка), то это ничего не значащая фраза. Если же вы пишете: «Увидимся на совещании» (восклицательный знак), то даете понять адресату, что вам будет приятно с ним встретиться.

Дочитав до этого места я задумался. А почему собственно эти советы электронно-специфичны? В любом письменном или устном общении следует быть вежливым, а еще лучше – приветливым. Авторы возражают против распространенной в электронной переписке фамильярности по отношению к незнакомым или мало знакомым лицам. Опять-таки, то же относится и к любой другой форме общения. Нет, что касается стиля, то в этой книге нет ничего такого, чего бы не советовали читателям авторы письмовников в девятнадцатом веке.

Еще Шипли и Швальбе много пишут о том, что большая беда электронной почты – многословие. Но и это относится к любым формам высказывания. В том числе и к выступлениям по радио. А посему ставлю точку, нет, пожалуй, восклицательный знак и рисую смайлик.

XS
SM
MD
LG