Линки доступности

Куда девались карликовые галактики?


Астрономы из США и Канады полагают, что им удалось объяснить дефицит карликовых галактик в нашей зоне космического пространства.

Эта проблема осознана уже давно. До 2005 года телескопические наблюдения выявили у нашей Галактики всего лишь семь чрезвычайно тусклых соседей-карликов. Позднейшие наблюдения добавили к ним еще около дюжины галактик такого же калибра. Эти цифры очень сильно расходятся с теоретическими прогнозами. Общепринятая модель формирования звездных скоплений утверждает, что типичная крупная спиральная галактика вроде нашего Млечного Пути должна быть окружена несколькими сотнями минигалактик. Из нее также следует, что эти карликовые галактики должны преимущественно состоять из несветящейся материи, которая выдает свое присутствие лишь собственным тяготением. Такую материю называют темной, и ее природа до сих пор не известна.

В принципе загадка наблюдаемого дефицита минигалактик имеет очень простое решение. Можно предположить, что почти все малые соседи Млечного Пути практически лишены звезд и потому попросту не видны в наши телескопы. К сожалению, эту гипотезу трудно проверить прямыми наблюдениями. Однако она выглядит более правдоподобной в свете работы сотрудника Калифорнийского технологического института Джоша Саймона и канадского астронома Марии Геха, которую в ноябре опубликует Astrophysical Journal.

Эти ученые обследовали восемь недавно открытых карликовых партнеров нашей Галактики, используя аппаратуру десятиметрового телескопа гавайской обсерватории им. Кека. В общей сложности они изучили спектры 814 звезд и измерили их скорости. Оказалось, что все они движутся весьма медленно, делая от 4 до 7 километров в секунду. Наше Солнце обращается вокруг центра Млечного Пути куда быстрее: его скорость составляет 220 километров в секунду. Эти данные свидетельствуют о том, что все наблюдавшиеся галактики и в самом деле очень невелики. Масса любой из них не превышает одной сотой процента массы нашей Галактики.

Джош Саймон в телефонной беседе подчеркнул, что изученные минигалактики во времена своей молодости скорее всего содержали много массивных ярких звезд, которые давно погасли. Их мощное ультрафиолетовое излучение буквально выдуло за пределы галактик рассеянный в космосе водород, который мог бы пойти на образование менее массивных и потому более долгоживущих звезд. В результате со временем они лишились всех или почти всех светил, но сохранили темную материю. Отсюда следует, что по соседству с Млечным путем действительно могут находиться сотни практически несветящихся карликовых галактик.

Вероятно, в ближайшие годы число известных галактик этого типа сильно возрастет. Сейчас на Гавайях сооружаются новые телескопы, предназначенные для их автоматического поиска. Астрономы ожидают, что эти инструменты обнаружат вблизи Млечного пути не менее полусотни очень тусклых карликовых галактик.

Марсианские оледенения

Астроном из Гавайского университета Норберт Шоргхофер по-новому объяснил происхождение марсианских ледников.

Новейшие исследования «красной планеты» убедительно доказали, что там, как и на Земле, бывали ледниковые периоды. Однако марсианские льды сохранились не только вблизи полярных зон, но и на значительном удалении от них. Причины этой устойчивости ледяных напластований пока не вполне понятны.

Шоргхофер полагает, что все дело в особенностях вращения Марса вокруг своей оси. Земная ось всегда смотрит примерно в одном направлении. Угол ее наклона к орбитальной плоскости нашей планеты в среднем составляет около 66 градусов и периодически смещается в ту или иную сторону всего на полтора градуса. А вот марсианская ось колеблется куда сильнее. Каждые 124 тысячи лет ее наклон к плоскости марсианской орбиты меняется от 75 до 55 градусов. Это означает, что марсианская ось периодически отклоняется от своей средней позиции на целых 10 градусов.

По мнению Шоргхофера, эти осцилляции позволяют понять особенности марсианских оледенений. В течение каждого цикла освещенность различных широт Марса сильно меняется, так что климат планеты делается то засушливым, то более влажным. Во время сухих периодов ледники смещаются к полюсам. Однако в периоды увлажнений атмосферные водяные пары в холодное время года замерзают и откладываются в почве. По этой причине на Марсе возникают обширные зоны вечной мерзлоты, которые сохраняются даже в средних широтах. Шорнгхофер сформулировал свою теорию в статье, которая появилась в журнале Nature.

XS
SM
MD
LG