Линки доступности

Фамилия Пауэрс – отныне символ мира


Сорок семь лет назад, 17 августа 1960 года, в Москве начался судебный процесс по делу американского летчика-шпиона Фрэнсиса Гэри Пауэрса. Пилотируемый им самолет U-2 был сбит советской зенитной ракетой под Свердловском. Пилот катапультировался, но на земле был схвачен и привезен в Москву. Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила его к 10 годам лишения свободы.

Признание Белого Дома о том, что самолет U-2 выполнял шпионское задание, опровергло прежнее утверждение американской администрации, будто Пауэрс выполнял метеорологическую миссию и случайно пересек советскую границу. В этом убеждали и улики – обломки американского самолета, фотоснимки секретных объектов СССР, шпионское оборудование. На фоне международного скандала советский лидер Никита Хрущев отменил намеченный на 16 мая визит в США. Президент Дуайт Эйзенхауэр тоже отказался ехать в Россию. Короткий медовый месяц между Москвой и Вашингтоном закончился.

Известно, что самолет был оборудован взрывным устройством. У пилота также был при себе яд на случай провала операции. Что ему помешало принять его?

«В то время все пилоты U-2 имели при себе яд, – говорит сын пилота, которого тоже зовут Фрэнсис Гэри Пауэрс и который живет в двух часах езды от Вашингтона, в городе Ричмонде (штат Вирджиния). – Им было сказано, что в случае захвата их ждут пытки и что они могут избежать мучительной смерти, приняв яд. Во всяком случае так тогда думали. Но после взрыва ракеты мой отец полностью потерял контроль над управлением самолета. В таких обстоятельствах у него не было возможности дотянуться до кнопки и уничтожить улики – фотокамеру пленки и все остальное. Яд он решил использовать позже, в зависимости от ситуации, которая ждала его на земле».

Сын легендарного пилота не последовал примеру отца и не стал летчиком. Гэри – историк, и большую часть своей жизни посвятил изучению периода «холодной войны».

«Это – уникальный предмет, я приобрел по интернету, на нем надпись по-русски. Она гласит, что в 1960 году этой памятной пластиной наградили группу ракетчиков, сбивших американский самолет
U-2».

Верхние этажи его дома целиком заняты экспонатами почти полувековой давности. Здесь есть агитационные плакаты того времени. Здесь и обгоревший обломок крыла самолета U-2, переданный российским генералом Волкогоновым американскому правительству в знак сотрудничества; здесь и нашивка и летный костюм отца со шлемом. Коврик, который Фрэнсис Пауэрс смастерил в тюрьме из картофельного мешка…

«В детстве я узнал, что мой отец знаменит. Тогда я думал, что все папы такие. Мое отношение к отцу изменилось 1 августа 1977 года, когда управляемый им вертолет телекомпании Эн-би-си разбился в Лос-Анджелесе. Мне было тогда 12 лет. После церемонии похорон на Арлингтонском военном кладбище я начал понимать, что не каждому родителю было поручено выполнять особую миссию в России и довелось войти в историю».

Тридцатую годовщину падения самолета U-2 Гэри отмечал в России. В 1997 году он вновь посетил Москву, побывал на могиле советского разведчика Рудольфа Абеля, на которого в февраля 1962 года обменяли его отца. Удалось ему попасть и в тюрьму города Владимира, посетить камеру, в которой Фрэнсис Гэри Пауэрс провел около двух лет.

«Во время допросов в советской тюрьме отца не пытали, но его запугивали, оказывали давление на психику. Отец вспоминал, что с ним обращались нормально. Его родителям, сестре и жене Барбаре также разрешили приехать в Москву. чтобы присутствовать на суде 17 августа 1960 года. После процесса ему позволили увидеться с родными и побыть с ними пару часов».

Лишь 40 лет спустя после международного инцидента сын Фрэнсиса Гэри Пауэрса получил отцовские награды – Почетный Крест ВВС, медаль военнопленного минобороны США и медаль за службу в силах Национальной обороны.

Внука легендарного пилота тоже зовут Фрэнсис Гэри Пауэрс. Его с детства приучают к спартанской жизни. Будущий бойскаут, он любит книги и хочет стать художником.

Уже решено, что некоторые предметы домашней экспозиции Пауэрсов займут место в новом Музее истории «холодной войны», который по инициативе Гэри откроется в пригороде Вашингтона Лортоне. «Я думаю, этот музей необходим для будущих поколений, – говорит сын летчика. – Наши дети должны знать драматические события в период противостояния двух блоков – западного и советского. Знать не только имя моего отца, а всех ветеранов, участвовавших в этом противостоянии. Ведь они старались предотвратить войну ради всеобщего мира».

Так что фамилия Пауэрс на сей раз будет ассоциироваться с миром и дружбой.


XS
SM
MD
LG