Линки доступности

Правозащитники в СНГ нужны не меньше, чем в СССР


В Санкт-Петербурге состоялась презентация годового отчета совместной программы Международной федерации прав человека (FIDH) и Всемирной организации против пыток (OMCT). Отчет был посвящен положению прав правозащитников в странах СНГ.

«Правозащитники играли незаменимую роль в выявлении нарушений прав человека и защите их жертв… Тем не менее не только законные, но и необходимые действия правозащитников слишком часто сталкиваются с противостоянием со стороны тех, чьи злоупотребления они обличают».

Это строки из предисловия к отчету за 2006 год под заголовком «Упорство свидетельствования». Автор предисловия – бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, а собраны свидетельствования Обсерваторией по защите прав правозащитников. Штаб-квартира этой организаций находится во Франции, полные ежегодные отчеты публикуются на английском, французском и испанском языках. Кроме того по-русски публикуется часть отчета, где описывается ситуация в России и других странах СНГ, а на арабском выходят фрагменты, где приводятся свидетельства правозащитников Ближнего Востока и Северной Африки.

В этом году презентация русскоязычного издания состоялась вначале в Москве, а затем в Санкт-Петербурге. Здесь представление отчета было инициировано Институтом региональной прессы, а происходило оно в конференц-зале общественной правозащитной организации «Гражданский контроль».

Председатель организации Борис Пустынцев рассказал, что в настоящее время местное отделение «Росрегистрации» производит проверку деятельности «Гражданского контроля» и требует предоставить всю исходящую корреспонденцию. В случае отказа у «Гражданского контроля» могут быть заморожены банковские счета и даже приостановлена деятельность самой организации.

Вице-президент Обсерватории по защите прав правозащитников, председатель белорусского Правозащитного центра «Весна» Алесь Бяляцкий заметил, что белорусские НКО испытали все это на себе 10 лет назад. В чем же разница, и в чем сходство у правозащитных организациях в двух соседних славянских странах?

Вот что думает по этому поводу заместитель председателя «Гражданского контроля» Юрий Вдовин:

«Пока нам удается в пределах территории Российской федерации проводить какие-то мероприятия, а на правозащитные упражнения в Беларуси я ездил в Литву. Там проходила конференция по общественному радиотелевещанию, и кто-то повел такую речь: «Чем вы занимаетесь? Какое общественное телевидение в вашей Беларуси! Батька вам там устроит!» Но меня потрясли белорусские ребята, ответившие: «Демократия в России пришли к власти, и у нас будет то же самое. Мы пока с пустыми руками. Сейчас мы делаем наработки на тот случай, когда чума в стране пройдет, и нам нужен будет опыт демократических процедур»... Я боюсь, что Беларусь отстает от нас не на 10 лет, а гораздо меньше, и двигаемся мы в том же направлении достаточно быстро. Надо что-то срочно предпринимать всему нашему обществу, чтобы противостоять советизации России».

А вот точка зрения Алеся Бяляцкого:

«Опасность в том, что ту ситуацию, которую сейчас переживает Беларусь, Россия будет повторять. Это – постепенное скатывание к диктатуре, к полнейшему тоталитаризму, к отсутствию гражданских и политических свобод. Экономические свободы их не заменят, потому что человеку надо не только есть, но и ощущать себя свободным – только тогда он будет нормальным человеком… Когда мы говорим о каких-то тенденциях в России, для меня непонятно, устойчивы эти тенденции или нет. В отличие от Беларуси в России для работников неправительственного, гражданского сектора значительно больше возможностей для маневра, для конкретной работы. У нас, в Беларуси, к сожалению, эти возможности резко ограничены».

Участники презентации отметили еще один аспект, в котором ситуация в России тяжелее, чем в Беларуси. Это – попустительство властей действиям молодежных неонацистских группировок и большое количество преступлений на почве межнациональной вражды. Однако это не свидетельствует в пользу режима Лукашенко; просто на территории России проживает гораздо больше национальных меньшинств, и страна более разнообразна по конфессиональному признаку.

При этом правоохранительные органы фактически поощряют неонацистов, называя их «патриотами России», а совершаемые ими преступления чаще всего квалифицируют просто как хулиганство. Чтобы противостоять этой тенденции правозащитным организациям нужно тесно сотрудничать с экспертами-профессионалами.

В конце презентации прозвучал призыв к журналистам уделять проблеме действий правозащитников больше внимания в средствах массовой информации. Вся беда, однако, в том, что государственная пресса, или находящаяся под контролем лояльных к власти бизнесменов, практически не публикует материалы о ситуации с гражданскими правами и свободами, оправдывая это тем, что данная тема не находит отклика у российского населения.

XS
SM
MD
LG