Линки доступности

Лазерный доступ к болезни Альцгеймера


В Центре диагностики Джорджтаунского университета в Вашингтоне разработан новый метод оптического исследования мозга с использованием лазерного луча. Заведующий лабораторией Андрей Медведев рассказывает:

«При болезни Альцгеймера, как мы знаем, сильно нарушается память, поэтому, когда мы даем пациенту определенную задачу, связанную с запоминанием, мы можем видеть с помощью наших методов, что в тех областях мозга, которые ответственны за память, кровоток очень ослаблен. Мы применяем различные лекарственные средства и в ходе лечения снимаем показания, которые позволяют увидеть, что кровоток в этих областях улучшается. А это уже прямое доказательство того, что препараты эффективны».

Андрей Медведев, старший научный сотрудник Центра, говорит, что помимо оценки лекарственных препаратов метод оптического кортирования мозга лазером можно использовать для ранней диагностики и измерения содержания двух форм гемоглобина в крови. Мобильность техническим систем позволяет исследовать больного прямо на койке. Снова – д-р Медведев:

«Наш метод гораздо более дешевый, гораздо более простой по сравнению с имеющимися. Нет больших ограничений на неподвижность больного. Например, во все установки магнитно- ядерного резонанса пациента вкладывают как в пенал. Он находится в ограниченном пространстве, лежит и может совершать очень ограниченное количество движений, например, нажимать кнопку и больше ничего. Здесь таких ограничений нет. Лазеры надеваются на голову, человек может сидеть, стоять, ходить… Сейчас исследования делаются во время свободного поведения человека».

Заглянуть в глубину мозговой коры с использованием лазерного луча помогает уникальный аппарат, разработанный недавно американской фирмой из штата Массачусетс.

«Это еще не массовое производство, - комментирует Медведев, - это еще поиск. Система имеет 32 лазерных источника и 32 приемника света, что позволяет покрыть большую часть головы. Мы используем установку для исследований функции мозга в нормальных условиях - у здоровых людей, взрослых и детей, – а также во время развития неврологических заболеваний, как, например, болезнь Альцгеймера, эпилепсия и дислексия, когда мы исследуем причины отсутствуя у некоторых детей способности учиться, читать и так далее».

Андрей Медведев уже 6 лет работает в Вашингтонском Центре диагностики Джорджтаунского университета. Родом он с Урала, из Екатеринбурга. После окончания Московского физико-технического института занимался электрофизиологией мозга в Институте высшей нервной деятельности Академии наук СССР. В 90-х годах успешно защитил диссертацию, однако перестройка и связанные с нею перемены в статусе науки в России побудили его уехать в Австралию, где Андрей 9 лет исследовал проблемы эпилепсии во Флинтерском университете.

Директор Неврологического центра Джон Ван Меттер говорит, что его коллеги рады русским ученым: «Благодаря сотрудничеству с Андреем Медведевым мы неоднократно встречались с учеными из России, делились с ними опытом и знаниями. Должен заметить, что у меня остались самые теплые воспоминания от сотрудничества нашего Центра с учеными Санкт-Петербурга, от нашего совместного проекта и экспериментов».

Год назад к Андрею присоединился Сергей Борисов из Нижнего Новгорода. Применяемый ими метод исследования финансируется за счет американских ведомств, поддерживающих инновационные достижения в науке. Медведев - автор более 30 публикаций в известных научных журналах. Одну из статей он посвятил серии экспериментов по быстрому распознаванию объектов.

«Доля секунды - и мы сразу видим то, что мы видим, - поясняет автор. - Мы видим тот или иной предмет, понимаем, что это вот –дерево. Каким образом мы осознаем это так быстро? Механизмы этого не ясны, и мы занялись такими задачами. Как быстро человек распознает картинки? Например, есть ли на ней животное или нет. Регистрируя активность мозга, можно предсказать - по сигналам - чуть раньше, чем человек нажал на кнопку, видит он данный предмет или нет. Это своего рода подглядка за работой мозга. Мы можем наблюдать его активность непосредственно в процессе работы - до того, как он совершил любые действия».

Приоткрывая завесу над тайнами мозга, молодой ученый понимает, что впереди еще много неизведанного: «Познание, действительно, бесконечно и безгранично. Чувства завершения работы нет, наоборот, есть только чувство перспективы, что мы приоткрыли что-то, что позволяет нам идти дальше, идти вперед».

XS
SM
MD
LG