Линки доступности

Решение Кремля снижает степень доверия в мире


Официальные представители и мировые СМИ обсуждают последствия решения Владимира Путина о моратории на действие Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). В этот уикенд заместитель министра иностранных дел России Сергей Кисляк заявил, что шаг Кремля вполне оправдан: «Решение президента РФ является совершенно логичным в контексте нынешней ситуации вокруг ДОВСЕ»

Наш корреспондент Анна Плотникова сообщает:

«По данным российских экспертов, проект указа о приостановлении действия Договора был подготовлен еще около месяца назад. Но с его публикацией не спешили - во-первых, не хотели омрачать встречу президентов России и США в Кеннебанкпорте. Во-вторых, предстояло голосование по выбору места проведения зимней Олимпиады 2014 года, и российская сторона не хотела добавлять аргументам противникам Сочи. Интересно также, что всегда за день до подписания указа Владимир Путин принимал в своей резиденции в Ново-Огарево участников российско-американской общественной рабочей группы «Россия–США: взгляд в будущее». Обстановка на мероприятии была самая благоприятная. Российский президент отмечал, что двусторонние отношения следует ориентировать на интересы обеих стран, и что разнообразные аспекты этих взаимоотношений не должны попадать в зависимость от политической конъюнктуры.

Первые отклики российских политиков и военных на подписание указа не явились неожиданностью. Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов и вице-президент Академии геополитических проблем генерал Леонид Ивашов выразили мнение, что Россия действительно должна усилить свои вооружения. Кстати, аргументация сторонников так называемой жесткой линии состоит в том, что Российская федерация тратит в настоящее время на нужды обороны не более 3% своего бюджета, в то время, как в мире считается нормальным, когда армия забирает на свои нужды 5% национального богатства. В советские времена подобные сведения считались государственной тайной, однако, принято считать, что оборонка забирала не менее трети доходов государства от нефти.

Командующий Черноморским флотом в середине 90-х годов адмирал Эдуард Балтин также приветствует решение Владимира Путина. Он считает, что никакого «международного терроризма» на самом деле не существует, а все это -лишь выдумка Пентагона.

Тем не менее с отказом от выполнения Договора об обычных вооруженных силах в Европе согласны не все люди из ближайшего кремлевского окружения. Так, близкий к администрации президента политолог Сергей Марков убежден, что Россия в настоящий момент слаба политически и финансово, и приостановленный договор нужен ей самой больше, чем США и их союзникам. А нынешний жест Путина должен, по мнению Маркова, лишь привлечь большее внимание западного мира к мнению Москвы. Однако, подобные суждения в кремлевском окружении составляют меньшинство».

Между тем, США рассчитывают на продолжение переговоров с Россией по ДОВСЕ. Об этом заявил представитель госдепартамента Шон Маккормак, отметив, что США остаются приверженными идее полного выполнения ДОВСЕ. В его заявлении, в частности, говорится: «Мы рассчитываем на продолжение переговоров с Россией и другими государствами-участниками договора по созданию условий, необходимых для ратификации этого документа всеми тридцатью странами, которые его подписали».

В указе президента Путина значится, что мораторий вводится в связи с исключительными обстоятельствами, затрагивающими безопасность Российской федерации и требующими принятия безотлагательных мер. Что, собственно, угрожает России? Такой вопрос Русская служба «Голоса Америки» адресовала московскому независимому военному обозревателю Павлу Фельгенгауэру.

Павел Фельгенгауэр: Это чисто юридическая формула. В соответствии с Договором необходимо было объявить за 150 дней, что мы собираемся выйти из него; при этом надо было указать причины. Причин написали много, но смысла в них достаточно мало. Ясно, что никакой угрозы нет, и отказ от Договора – ошибка. В результате выполнения этого соглашения произошло беспрецедентное снижение вооружений в Европе… Основная причина отказа – это так называемые Стамбульские обязательства Москвы. Речь идет о взятых в 1999 году обязательствах России вывести полностью свои войска из Грузии и Молдовы. Из Молдовы в особенности мы выводить войска не хотим, и давление Запада показалось нам неприемлемым.

«Голос Америки»: К каким последствиям, в первую очередь - для России, может привести мораторий?

П.Ф.: Ну, сейчас вооружений в Европе достаточно мало, и все страны находятся ниже своих квот, так что система квот этого договора на тяжелые вооружения сейчас не слишком актуальна. Что актуально – это система контроля, проверки на местах, то есть меры доверия и прозрачности. Теперь доверия станет меньше. Сам по себе отказ от договора – не катастрофа, но ухудшение отношений, переходящее в то, что многие сейчас называют «новой холодной войной», это вот опасно и не нужно России. Причинами стали и этот договор, и Косово, и американские планы по ПРО, и убийство Александра Литвиненко… причин очень много и их долго перечислять. Но отказ от ДОСЕ – еще один повод возрастания недоверия и ухудшения отношений.

XS
SM
MD
LG