Линки доступности

Доступ к подводным сокровищам открыт


Базирующаяся в Тампе (шт. Флорида) компания Odyssey Marine Exploration представила на обозрение крупнейший клад, когда-либо найденный на морском дне. Речь идет о полумиллионе старинных золотых и серебряных монет, а также других драгоценностях общим весом 17 тонн.

Находка под кодовым названием операция «Черный лебедь» стала результатом терпеливых поисков вблизи европейского побережья. Фирма «Одиссей» отказалась придать огласке любые данные, касающиеся места, где затонуло судно с сокровищами. Искателей можно понять: кладоискателей в мире много, и облегчать им работу нет резона. Единственная информация о находке – та, что она была обнаружена в международных водах.

По словам вице-президента Odyssey Marine Exploration Марка Гордона, специалист по монетам XVII века уже определил примерную стоимость клада: «Эксперт изучил монеты, которые мы ему представили, и пришел к выводу, что стоимость каждой может колебаться от четырехсот до четырех тысяч долларов. Это значит, что средняя цена монеты из этой находки составляет приблизительно тысячу долларов».

Таким образом, содержимое трюма найденного корабля оценили в полмиллиарда долларов. Огромный интерес американских СМИ к операции «Черный лебедь» вызвал очередной прилив интереса к морским приключениям, пиратским кораблям и поискам сокровищ. Один из посетителей выставки в музее Тампы по имени Юджин Холсбрук делится впечатлениями: «Мне это нравится. Я побывал на нескольких таких выставках, и все это кажется мне жутко интересным. Любой человек может этим заняться».

Марк Гордон рассказал, как работает его компания. По мнению некоторых источников, на морском дне покоится до трех миллионов затонувших кораблей. Искатели прочесывают места предполагаемых кораблекрушений. Каждая экспедиция обходится примерно в 35 тысяч долларов в день. В случае удачи, то есть найдя клад, фирма прежде всего выясняет, нет ли на него претендентов. В случае, когда речь идет о пиратском судне, это маловероятно. После этого в американский суд подается заявка на право собственности.

По словам вице-президента фирмы Роджера Керца, если суд удовлетворяет заявку, найденные сокровища можно извлекать: «Мы снаряжаем «Зевса». Это наш робот с дистанционным управлением. Он собирает на дне находки, которые мы помещаем в специальное хранилище. Если это всего один или два предмета, они остаются в нашей постоянной коллекции. Если находим больше – выставляем на продажу, чтобы и другие могли приобрести кусочек истории».

Сейчас промышляющая поисками сокровищ фирма Odyssey – единственная в США, акции которой котируется на бирже. Однако этот бизнес непредсказуем. В первом квартале 2007 года фирма понесла убытки на сумму более 3 миллионов долларов. Но Марк Гордон не теряет оптимизма:

«Мы открыли, по сути, новую отрасль и не исключено, что перевернем весь деловой мир - как некогда это сделала нефтепромышленность. Наши финансовые отчеты открыты, любой может ознакомиться с ними. В нашем деле все непредсказуемо, однако когда мы находим весомый клад, он позволяет с лихвой оплатить расходы».

Критики, в частности, Институт археологии, обвиняют компанию в мародерстве на затонувших кораблях с целью наживы. Они заявляют, что кладоискатели наносят непоправимый ущерб науке. Операция «Черный лебедь» уже стала предметом конфликта компании с испанским правительством: в Мадриде считают, что речь идет об испанском галеоне, затонувшем в территориальных водах. Но Odyssey не сдается. Чтобы интерес общественности к поискам затонувших сокровищ не остывал, фирма заключила договор с фирмой Уолта Диснея, которая снимет о находке картину. Какой она будет – документальной или художественной – держится в секрете. И то верно: какой же клад без тайны…

XS
SM
MD
LG