Линки доступности

Женщина в должности посла: трудности и преимущества


В большой политике все чаще можно встретить женщин. Никого уже не удивляет женщина-президент, премьер-министр или дипломат – женщина-посол.

Элизабет Джонс занимала пост помощника госсекретаря США, была послом в Казахстане, занимала многие ответственные дипломатические посты. Она человек занятой, и застать ее в офисе оказалось весьма сложным.

Посол, говорит Элизабет Джонс, – это мэр маленького городка, называемого посольством: «Быть послом непросто, назначение – почти шок. Дело в том, что как только вы занимаете эту должность, вы как бы оказываетесь на пьедестале и становитесь изолированным. Ваш титул значим для окружающих, и они начинают бояться честно говорить с вами о проблемах. Поэтому для посла очень важно завоевать расположение в первую очередь своих сотрудников».

Замира Садыкова была назначена послом в США после «тюльпановой революции» в Кыргызстане. До назначения работала журналистом. Считает, что журналистский опыт помогает ей в работе. Быть послом Кыргызстана в США для нее не так сложно: «Быть послом Кыргызстана в Соединенных Штатах Америки легко, потому что я горжусь своей страной за ее демократические завоевания, и это очень адекватно воспринимается в США, в стране – колыбели демократии». Посол, по ее словам, должен запастись терпением, уметь находить точки соприкосновения и добиваться взаимопонимания даже тогда, когда позиции слишком различны.

Самая важная черта для посла – это спокойствие, хладнокровие, умение слушать, считает Элизабет Джонс. Эмоции – это самое опасное для дипломата. Намного лучше быть осторожным и хранить молчание в сложных ситуациях, нежели проявлять эмоции: «Проблемы возникают из-за непонимания, когда что-то невозможно понять другой стороне. Тогда нужно послу объяснить, как здесь, в Вашингтоне, так и объяснить Бишкеку. Таким образом может спокойно разрешить любые проблемы».

Элизабет Джонс отмечает, что в бытность ее на посту заместителя американской миссии в Ираке, еще во времена Саддама Хусейна, она обнаружила очень интересный нюанс. Возможно, в нем и скрыто особое отношение к женщине на Востоке. «У меня случались очень интересные моменты, – вспоминает посол Джонс. – Не раз мои жесткие и прямолинейные комментарии были выслушаны и приняты только потому, что я женщина. Если бы на моем месте был мужчина, говорили мне иракцы, реакция была бы противоположной. Это очень интересно».

Годы пребывания в Казахстане посол Джонс вспоминает как самые интересные в своей жизни. Ее покорили гостеприимство и дружественность, стремление к знаниям, открытость и общительность людей.

Посол Садыкова с этим согласна. Она добавляет, что в американцах ей нравится предельная вежливость и взаимоуважение, хотя она отметила, что в американской жизни все же существует чрезмерный прагматизм. Однако огромным плюсом американской политической системы является ее упорядоченность: «Президенты приходят и уходят, меняются, меняется состав Конгресса, а жизнь людей продолжается, то есть она течет в своем упорядоченном ритме так, как это происходило и 10, и 50, и 100 лет назад».

Обе – и Замира Садыкова, и Элизабет Джонс – оказались неравнодушны к национальной кухне. «Да, были небольшие трудности с особенностями местной кухни, – говорит посол Джонс. – Мы, американцы, не едим конину. Но тем не менее, к слову сказать, мы помогали открыть цех по производству колбас из конского мяса, и мне даже случилось пробовать».

У посла Садыковой таких трудностей в Америке не возникало, так как по вечерам она сама чаще всего берет на себя роль домашнего повара и, соблюдая национальные традиции, готовит дома. Особенно ей удаются плов и фунчоза (рисовая лапша), приготовленные в самом настоящем казане…

Дипломатия – профессия универсальная, но настолько, что перестает быть профессией, превращаясь в образ мысли, стиль жизни и характер.

XS
SM
MD
LG