Линки доступности

Пол Кольер о «нижнем миллиарде»


За несколько последних десятилетий экономисты привыкли делить население земного шара на две неравные части: одна шестая – богатые, так называемый «золотой миллиард», к которому относятся жители Западной Европы, США, Канады, Японии, Австралии и Новой Зеландии, и пять шестых – все остальные, бедные.

С недавних пор положение стало меняться. Скоро придется говорить о делении не на две, а на три части по признаку благосостояния: одна шестая богатых, одна шестая бедных и две третьих ничего себе, в порядке, неплохо живут. Массы бывших бедняков, перебравшихся на сносный уровень существования, – это, конечно, прежде всего жители Китая, Индии и других быстро развивающихся азиатских стран.

Не все азиаты выбились из оков нищеты. Убогое, полуголодное существование продолжают влачить жители Северной Кореи, Мьянмы, Камбоджи, Лаоса, а за пределами Азии – Боливии, Гаити. Но большинство представителей «нижнего миллиарда» приходится на Африку – примерно семьсот миллионов человек.

«Нижний миллиард» – так называется книга Пола Кольера [Paul Collier The Bottom Billion, Oxford UP], в прошлом экономиста Всемирного Банка, а ныне директора центра по изучению африканской экономики при Оксфордском университете.

Западная общественность реагирует на образы запредельной нищеты, повальных болезней и бесчеловечной жестокости в африканских теле- и фоторепортажах инстинктивной филантропией. Рок-звезды устраивают благотворительные концерты, неправительственные организации организуют сбор средств, правительства вносят в бюджет статьи экономической помощи черному континенту. Все это Кольер называет «синдромом безголовой сердечности».

Многолетний опыт убедил его в крайне малой эффективности такой «помощи». Он цитирует в качестве примера результаты прoведенного недавно в республике Чад расследования. Из денег, направленных в деревенские медицинские пункты, по назначению дошло менее одного процента. Из стран, где каждый седьмой ребенок умирает, не достигнув пятилетнего возраста, а средняя продолжительность жизни едва дотягивается до пятидесяти лет, миллионы долларов, выделенные на медицину, переправляются в швейцарские банки на счета африканских ворюг-чиновников.

Кольер называет четыре, как он выражается, «капкана», из которых не могут вырваться беднейшие из беднейших.

Первый капкан – гражданская война. Приблизительно три четверти бедных африканских стран находятся или недавно находились в состоянии гражданской войны. Эти нескончаемые гражданские войны доводят экономику до такого состояния, что, например, Конго понадобится пятьдесят лет, чтобы поднять доходы населения на уровень 1960 года. Чем беднее страна, тем больше у нее шансов ввергнуться в пучину гражданской войны, а значит, стать еще беднее. Таков порочный круг.

Причины внутренних кровопролитных конфликтов, по наблюдениям Кольера, не имеют никакого отношения к «наследию колониализма», как обычно они объясняются в прессе. На самом деле резня начинается при наличии трех условий: непропорционально высокой численности необразованных молодых мужчин, численном превосходстве одной этнической группы над другими и – самое неожиданное – наличии богатых природных ресурсов, таких, как нефть или алмазы.

Природные ресурсы – это, по Кольеру, капкан №2. При наличии природных богатств становление демократии дает сбои. Богатое правительство не особо заинтересовано в налоговой системе, и таким образом население лишается рычага обратного экономического давления на своих правителей, не развивается система сдержек и противовесов. Борьба за доступ к доходам от распродажи природных богатств раздувает огонь внутренних вооруженных конфликтов.

Третий капкан для многих африканских стран – отсутствие выхода к морю, их зависимость от соседей, через чью территорию надо транспортировать, скажем, ту же нефть.

Четвертый и едва ли не самый страшный – скверное правительство. Никакие белые империалисты не винoваты в том, что президент Мугабе довел свою страну, Зимбабве, до полной разрухи «социалистическими экспериментами», пишет Кольер.

Кольер предлагает ряд мер экономического характера, которые могут, по его мнению, эффективно помочь «нижнему миллиарду» приподняться. Например, тарифную систему, которая позволила бы африканским производителям выдержать конкуренцию с азиатами. Но одних экономических мер мало, пишет этот экономист. Есть страны, которые могут быть спасены только путем международной военной интервенции. Там надо силой навести порядок и подержать их под контролем лет десять. И – вот знамение времени! – это заявление никто не называет политически некорректным.

XS
SM
MD
LG