Линки доступности

Новости Голливуда: «Крепкий орешек 4.0»


В фильме «Крепкий орешек 4.0» (Live Free or Die Hard) полицейский из «аналоговой» эры Джон Макклейн (Брюс Уиллис) вступает в схватку с террористами цифрового, компьютерного времени. Режиссер фильма Лен Уайзман и сценарист Марк Бомбек (сюжет Бомбека и Дэвида Маркони на основе некоторых персонажей, придуманных Ричардом Торпом) вступают в борьбу с засильем компьютерных спецэффектов на экране, выдвигая на первое место реального героя боевика, который не боится замазать руки чужой кровью.

И эту борьбу авторы выигрывают. Если не по кассовым результатам, которые вряд ли достигнут уровня преглупейших «Пиратов Карибского моря-3» или «Супермена-3», то по художественному уровню и способности увлечь приключениями реального человека, попавшего в тяжелые обстоятельства.

Конечно же, в наше время без компьютерной графики не обойдешься, и в «Крепком орешке 4.0» она тоже присутствует, но основной спецэффект картины – это детектив Джон Макклейн. По прошествии 12 лет с момента выхода предыдущего номера серии Уиллис, конечно, выглядит иначе. Лучше, чем 60-летний Сильвестр Сталлоне, боксирующий в «Рокки Бальбоа», но на свои 50 с хвостиком. Его Джон Макклейн разведен, он окончательно растерял волосы, бросил курить и выражаться (впервые на фильм серии допускаются дети с 13 лет без родителей), но остался крепким орешком, который не смогут раскусить кибертеррористы, решившие отключить и дочиста ограбить Америку, находящуюся в тотальной зависимости от компьютеров.

То ли из странно понимаемой политкорректности, то ли потому, что так придумалось, террористы здесь хоть и довольно международные (самые большие бяки из них почему-то французы (!) и одна азиатка (Мэгги Кью), но возглавляет их, опять же из самоедской политкорректности, чистопородный американец Томас Габриэл (Тимоти Олифант). Он – высококлассный специалист по компьютерной безопасности, работавший на правительство США. Оскорбленный в лучших чувствах (его предупреждение о слабой защищенности страны от кибертерроризма не приняли всерьез), Габриэл решает показать, насколько был прав, при этом прихватив все финансовые данные Америки, складированные в компьютерной памяти.

Среди первых атакованных объектов – отдел кибербезопасности ФБР. Замдиректора этой организации Боумен (Крис Куртис) подозревает нескольких известных молодых компьютерных хакеров в том, что они взломали систему, и велит доставить их в Вашингтон для допроса. Нью-йоркскому детективу Макклейну среди ночи, после малоприятной стычки с дочерью-студенткой Люси (Мэри Элизабет Уинстед), поручают сопроводить в Вашингтон хакера Мэтта Фаррела (Джастин Лонг). Макклейн не восторге от ночного задания, но служба есть служба, и он на своей видавшей виды машине отправляется за Мэттом. Оказывается, пареньком интересуются и террористы, уже отправившие на тот свет всех остальных молодых хакеров, чьи приемы компьютерного взлома они уже освоили.

Макклейн, как и положено этому персонажу, попадает в переделку, в каковую совсем не напрашивался. Первая же боевая сцена в квартире Мэтта, в которой Макклейн показывает свою нью-джерсийскую кузькину мать французским ванькам (жанам?)-встанькам, которые даже после выпадения из окон продолжают преследовать Макклейна с пареньком, задает фильму идеальный тон и ритм, который режиссер и актер выдерживают до конца.

Пожалуй, эта первая картина, в которой сцены с компьютерными штуками не тормозят действие, а даже содержат свой внутренний динамизм. Но все же самое интересное в фильме – это то, как Макклейн, не зная усталости, выкарабкивается из ситуаций одна страшней другой. И еще интереснее потому, что он не просто спасает свою жизнь (а заодно и всю Америку), а защищает молодую жизнь. Это как бы компенсация за неудавшееся отцовство.

Но авторы дают Макклейну возможность компенсироваться за разлом в отношениях с дочерью, когда ее захватывают террористы. Традиционный для Голливуда мотив damsel in distress, когда мужчина-герой спасает попавшую в беду женщину, здесь приобретает вполне современную окраску. Вместо конных бандитов из вестернов Макклейну противостоят компьютеры, пулеметы, вертолеты и даже реактивный истребитель. Противостояние человека и этой адской машины в фильме несколько отрывает картину от действительности, но поскольку ее название можно трактовать и как «Врешь, не убьешь!», то перебор авторам прощается.

Что касается Брюса Уиллиса, то годы, прошедшие между третьей и четвертой серией, пошли ему на пользу. Он, сыграв у многих известных режиссеров, не гнушаясь даже эпизодами, значительно вырос как актер. И пусть не кажется, что в фильме такого рода быть хорошим актером не обязательно. Мол, экшен все спишет. Ничего подобного! Чтобы симпатизировать Макклейну, нужно показать его во всей сложности, что Уиллису прекрасно удается.

Персонаж Джастина Лонга скорее всего придумали по демографическим причинам, чтобы подкрепить малознакомого молодой части аудитории Уиллиса их сверстником. Картине это пошло на пользу. Подбор оказался удачным, поскольку у опытного Уиллиса и больше известного по рекламным роликам компьютеров Apple Лонга – явная актерская совместимость.

Несмотря на захватывающие сцены погонь и перестрелок, фильм движим характерами, сардоническим юмором висельников и умело играет на тоске зрителя по настоящим героям, а не по летающим в колготках суперменам, человекопаукам и накуренным пиратам.

В наше время, когда каждую минуту может шарахнуть или отключиться, хочется надеяться, что за тобой вовремя заедет Джон Макклейн. Или как там его зовут.

XS
SM
MD
LG