Линки доступности

Добро пожаловать в ракетную шахту!


Во времена «холодной войны» США и СССР угрожали друг другу тысячами ракет с ядерными боеголовками. Обе страны разработали меры предосторожности, чтобы халатность или техническая ошибка не привели к катастрофе, в которой погибла бы значительная часть человечества. Вашингтон и Москва по-прежнему обладают арсеналом ядерных ракет, но ситуация в мире изменилась, поэтому сегодня туристы могут посмотреть на бывшие ракетные пусковые установки и ощутить себя в роли тех, от кого в недавние времена зависели судьбы мира.

На продуваемых ветрами просторах Южной Дакоты в местечке Кактус-Флэт смотритель заповедника Крис Уилкинсон показывает посетителям через стеклянную крышу ракету «Минитмен-2», которая находится в шахте.

«С левой стороны ракеты вы видите пуповину. По этому кабелю на бортовой компьютер ракеты поступала с центрального пульта управления команда о пуске», - ровным голосом повествует он.

У этой ракеты уже нет ядерной боеголовки, и она не может летать. Корпус оставлен для показа посетителям Национального исторического ракетного заповедника. Решение о создании этого объекта было принято Конгрессом в 1999 году, и в 2004 году он перешел в ведение Национальной службы парков и заповедников.

Следует отметить, что Кактус-Флэт – единственный объект во всей системе национальных памятников, который посвящен «холодной войне». Это стало возможным в результате подписания в 1991 году советско-американского договора СНВ. По его условиям, все ракеты класса «Минитмен-2» были сняты с вооружения ,и все ракетные объекты уничтожены - за исключением одного для использования в качестве наглядного пособия.

Собственного, «точка» состоит из двух объектов – ракетной шахты и пускового центра «Дельта-1», контролировавшего десять шахт. В годы «холодной войны» здесь принимались строжайшие меры безопасности, однако, по словам Уилкинсона, никто не пытался спрятать ни центр, ни сами ракеты:

«Военная доктрина Америки в годы «холодной войны» была направлена на сдерживание. Поэтому мы держали свои ракеты посреди открытого поля, чтобы советские спутники могли видеть их. Полагаясь на это, мы надеялись, что они первыми не нападут на нас. Одна из краеугольных концепций теории сдерживания заключается в том, что ваш противник осведомлен о наличии у вас мощного оружия, поэтому если он нанесет первый удар, то за ним последует адекватный ответ».

По словам Уилкинсона, команда из двух офицеров круглосуточно дежурила на пусковом центре здесь сутки. Для входа они пользовались сверхсекретными кодами: «Как только команда внутри, удостоверялась, что введенные коды верны, дверь раскрывалась перед новой сменой. Они входили в лифт и заступали на вахту».

На дне шахты короткий коридор ведет к массивной восьмитонной двери, за которой находился пусковой центр с контрольными приборами. Каждая команда, заступавшая на смену, состояла из командира и заместителя. Ни один из них не мог совершить пуск ракеты в одиночку. У каждого был четкий круг обязанностей. Крис Уилкинсон поясняет.

«После получения приказа о пуске командир и его заместитель подошли бы к этому красному сейфу. У каждого из них был отдельный ключ для отдельного замка. Они должны были как можно скорей отомкнуть свои замки, дверь сейфа бы раскрылась, и они увидели бы там набор ключей».

«Для запуска требовалось два ключа, и двое людей. Заместитель вставил бы свой ключ сюда, а командир – сюда. Между ними расстояние в четыре метра. Ключи должны быть повернуты одновременно. Если у одного из них посреди ночи поехала бы крыша, и он застрелил бы напарника, в одиночку ему все равно не удалось бы повернуть оба ключа одновременно».

На другой стороне планеты у русских была очень похожая система. Но, согласно документам, рассекреченным после развала СССР, в сентябре 1983 года невероятное почти случилось.

Подполковник Станислав Петров получил информацию о том, что США запустили ракету, которая уже летит над Северным полюсом. Он усомнился в этой информации и решил не передавать ее вышестоящему начальству, которое, скорее всего, отдало бы приказ об ответном ударе. Как выяснилось, в тот день произошел компьютерный сбой.

Теперь Петров на пенсии. В мае он посетил ракетный объект в Южной Дакоте, и Уилкинсону довелось встретиться с человеком, который, по мнению многих, спас мир.

«До меня вдруг дошло, что хотя мы живем в мире, набитом техникой, в конце концов окончательное решение принимает простой человек, такой же смертный, как я или Петров, или вы. Самые обычные люди ежедневно принимаем решения, которые, определяют судьбы мира», - говорит американец.

В Южной Дакоте были развернуты 150 ракет класса «Минитмен-2», а всего в этой части США их было более тысячи. Больше в Южной Дакоте нет ракет на боевом дежурстве, но в соседних штатах имеются ядерные ракеты других типов, которые приведены в боевую готовность.

XS
SM
MD
LG