Линки доступности

С уходом Блэра Буш потерял своего главного союзника в войне в Ираке


С уходом Тони Блэра Джордж Буш потерял своего главного союзника в войне в Ираке. Как бы критически, а порой и враждебно остальной мир ни относился к войне, Буш всегда мог полагаться на Блэра, даже когда лояльность Америке отрицательно сказывалась на популярности самого премьер-министра.

Ни на кого из мировых лидеров Джордж Буш не мог так рассчитывать в плане поддержки и солидарности, как на Тони Блэра. Когда президент выступал перед Конгрессом после террористических актов 11 сентября 2001 года, Блэр сидел в зале рядом с первой леди. «И вновь нас сплотило великое дело, – заявил тогда американский президент. – Для меня большая честь, что британский премьер пересек океан, чтобы выразить солидарность с Америкой. Спасибо, друг, за то, что ты здесь».

Рейтинг обоих лидеров резко пошел вверх после начала антитеррористической кампании в Афганистане, однако единство международного сообщества дало трещину два с половиной года спустя, когда президент Буш решил идти войной на Саддама Хусейна. Против выступили Франция, Китай, Россия. Таким образом, Великобритания была единственным постоянным членом Совета безопасности ООН, поддержавшим интервенцию.

Премьер-министр Блэр стоял плечом к плечу с президентом США на встрече в верхах на Азорских островах, проходившей накануне войны, тогда как другие мировые лидеры предпочли остаться дома. Блэр гостил у Буша в загородной президентской резиденции Кэмп-Дэвид. «Наша цель заключается в том, чтобы очистить Ирак от оружия массового поражения и тем самым укрепить всеобщую безопасность, – сказал он. – Залогом справедливости нашего дела является освобождение иракского народа. Мы говорим ему: мы вас освободим. Близится день вашей свободы».

Однако общественная поддержка, как президента, так и премьер-министра начала таять по мере того, как война затягивалась, а арсеналы оружия массового поражения так и не были найдены. «Люди все еще не могут понять, что же такое нашло на Блэра, когда он решил присоединиться к вторжению в Ирак», – говорит профессор Лондонской школы экономики Родни Баркер. По его словам, из-за безоговорочной симпатии Блэра к Бушу пострадал главным образом сам Блэр, но не его Лейбористская партия, которая остается у власти – теперь уже под руководством нового премьера Гордона Брауна.

«Общественное мнение было настроено против него. Религиозные деятели против него. Военные – против. Папа Римский – против. Практически все против, – говорит Баркер. – И он тем не менее возводит войну в Ираке в дело всей своей жизни: «Я знаю, что я прав». Политик, осознавший свою миссию в мире и ведомый ею. В общем-то для лейбористов это даже неплохо, потому что народ связывает войну с Тони Блэром. Для них Джордж Буш и Тони Блэр – это тандем, но не Джордж Буш и новое лейбористское правительство».

Многие лейбористы сетовали, что их лидер слепо идет по стопам Буша. Президент выступил в защиту своего друга на совместной пресс-конференции в Белом доме. «Господин президент, премьер-министра – возможно, несправедливо – обзывают в Британии вашей собачонкой. Мне хотелось бы узнать ваше мнение», – сказал один из журналистов.

«Пожалуйста, Джордж, не отвечай на этот вопрос положительно, а то поставишь меня в неловкое положение», – сказал Блэр. Но Буш ответил: «Он вызывает у меня огромное уважение. И знаете почему? Потому что его слова идут от самого сердца, от прочувствованного».

Экспертное сообщество убеждено, что наследие Блэра будет навсегда запятнано его поддержкой войны в Ираке; Джордж Буш не хочет гадать, что выведет на своих скрижалях история, – это его в принципе даже не очень волнует.

Блэр любил повторять, что старался всегда действовать принципиально и что если бы пришлось все сделать заново, то он снова был бы верным союзником американского президента.

«Это было решение Блэра. Он неоднократно повторял, что все взвесил и верит в то, что поступает правильно, – говорит бывший глава европейского отдела Совета Безопасности Белого Дома, а ныне исследователь в Принстонском университете Роберт Хатчингс. – У меня нет никаких оснований сомневаться в искренности его слов, равно как и в том, что он ошибался. По крайней мере, со мной солидарны большинство британцев».

Когда Буша спросили, не обошлась ли Тони Блэру непопулярная война досрочным уходом от власти, президент попытался отшутиться: дескать, он не анкетировал на сей счет британских лейбористов. Но, помолчав немного, Буш добавил, уже серьезно: «Может быть».

XS
SM
MD
LG