Линки доступности

День памяти и скорби в России


Сегодня в России День памяти и скорби. Ровно 66 лет назад нацистская Германия атаковала границы СССР. И, пожалуй, сейчас Россия – единственная из европейских стран, в которой начало фашистской агрессии остается столь значимой памятной датой, Более того, роль этой даты для российского общества возрастает. Двадцать второе июня 1941 года стало также поворотной точкой для двухсторонних отношений Москвы и Вашингтона.

Парадокс нынешней памятной даты в том, что в советское время 22 июня официально было просто рабочим днем. И уже только в 1996 году, в соответствии с президентским указом, дата начала агрессии фашистской Германии становится Днем памяти и скорби.

Впрочем, этому есть логичное объяснение. После распада СССР и реальной угрозы распада Российской Федерации все, что было связано с Великой Отечественной войной, оказалось важным цементирующим фактором национального единства для раздираемого социальными, межэтническими противоречиями постсоветского общества. Именно День Победы – 9 Мая объявляется главным государственным праздником. И этот праздник теперь по предложению Государственной Думы решено ежегодно отмечать также широко, как раньше – юбилейные торжества.

Как показывают самые свежие, июньские опросы ВЦИОМ, больше половины (58%) россиян убеждены, что победа над германским фашизмом – самое большое достижение в отечественной истории, и значение этой победы будет возрастать. Причем этой точки зрения придерживаются около 60% опрошенных во всех возрастных группах. Соответственно, такое же отношение вызывает у респондентов и День памяти и скорби… Точную дату начала войны знают две трети россиян, и подавляющее большинство – 91% – указывают, что их родственники участвовали в той далекой войне.

День памяти и скорби помнят в современной России простые люди, и соответственно не забывают об этом власти. Так, сегодня президент России Владимир Путин возложил цветы к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены. Памятные мероприятия прошли от Камчатки до Калининграда. В том числе с участием молодежи. Движение «Наши» организовало шествие у эстонского посольства в Москве. Правда, на этот раз акция носила вполне цивилизованный характер и преследовала целью почтить память тех эстонцев, русских и, конечно, представителей других национальностей, кто погиб в войне с фашизмом.

Если вывести за скобки порой откровенно пиаровский и даже хулиганский характер действий проправительственных общественных организаций у того же эстонского посольства, то надо признать, что проблема борьбы с героизацией фашизма или во всяком случае его оправдания сегодня актуальна для многих стран бывшего социалистического лагеря. И речь идет не только о нашумевшей истории с переносом в Таллинне Бронзового солдата. Налицо попытка не просто объяснить, но придать законность участию в «немецком походе» против СССР многих восточноевропейских стран.

К сожалению, таким примерам нет числа. Так, в словацком учебнике истории профессор Милан Дурица утверждает, что войну СССР надо было объявить, чтобы принести русскому народу свободу (?!). И дальше – больше: «Еврейский вопрос был решен в Словакии в соответствии с христианскими моральными принципами».

В этом году апелляционная палата в Румынии постановила, что вступление Бухареста в войну против СССР было «законным и справедливым», так как требовалось вернуть «потерянные территории» – то есть Молдавию, а вслед за ней, надо понимать, Одессу и Крым. О чем, кстати, открыто заявлял диктатор Антонеску.

И даже в Болгарии, которая, как известно, единственная из европейских сателлитов Гитлера отказалась посылать свои войска на Восточный фронт, сегодня издаются книги ветеранов болгарской бригады СС. И те объясняют, что они, дескать, воевали тоже за свободу против коммунистов. Когда я говорю об этом, мне вспоминается замазанный нацистской свастикой памятник советским воинам в болгарском Пловдиве и недоумение местных жителей, охранявших монумент от новых глумлений: «Неужели свастика – это то, что поможет новой демократической Болгарии войти единую Европу?!».

Увы, подобные вещи приходится наблюдать и в новых государствах бывшего СССР. Например, не так давно в Украине на президентском уровне было принято решение отметить 100-летие со дня рождения «борца за свободу украинского народа», а кроме всего прочего, и руководителя карательных экспедиций гауптштурмфюрера СС Романа Шухевича. И вот вам не случайное, думается, совпадение. Месяц назад, согласно информации Associated Press, под Одессой было обнаружено еще одно массовое захоронение мирных жителей, расстрелянных эсэсовцами летом 1941 года…

Согласитесь, что есть вещи, которым нет срока давности. В этой связи примечательно признание человека, пережившего Холокост, уроженца Венгрии, а ныне председателя комитета по международным делам Палаты представителей Конгресса США Тома Лантоса: «…Я обязан своей жизнью освободившей меня русской армии».

Продолжая эту тему, уместно отметить, что 22 июня 1941 года стало поворотным и для американо-советских отношений в XX веке. Как считает директор института США и Канады Сергей Рогов, уже тогда советско-финский конфликт и присоединение к СССР прибалтийских государств поставили отношения между Вашингтоном и Москвой на грань «холодной войны». Но вот сразу после нападения нацистов на Советский Союз именно Рузвельту хватило политической прозорливости не поддаться искушению нейтралитета и наблюдения за схваткой взаимоуничтожения фашистской Германии и большевистской России. Хотя, разумеется, у американского президента не было иллюзий относительно «демократичности» сталинского режима. Но именно Франклин Рузвельт, 125-летие со дня рождения которого отмечалось в этом году и в России, сделал исторический выбор в пользу альянса с СССР, без чего трудно представить общую победу антигитлеровской коалиции.

Показательно, что американская помощь Советской России начала поступать уже осенью 1941 года. Так, первый караван океанских судов союзников «Дервиш» прибыл в Архангельск еще 31 августа 1941 года, когда Соединенные Штаты даже не находились в состоянии войны с Германией. Но фактически американские торговые суда уже шли под прикрытием британских боевых кораблей с грузами для сражающейся Красной Армии. Десятого октября того же года Конгресс США одобрил новый законопроект, согласно которому поставки по ленд-лизу вооружения, боеприпасов, сырья и продовольствия распространялись и на СССР. Москве для оплаты поставок был предоставлен заем в 1 миллиард долларов. Ну, а у концу войны материальный вклад Америки в русские поставки составил свыше 10 миллиардов.

Менее чем через полгода после нападения на СССР, а именно 11 декабря 1941 года, Гитлер объявляет войну Соединенным Штатам. Начинается новый этап совместной борьбы с общим врагом, борьбы самой кровавой в истории. Вот что писал в своих мемуарах «Крестовый поход в Европу» Дуайт Эйзенхауэр, посетивший Советский Союз сразу после войны по приглашению маршала Жукова: «Когда мы в 1945 году летели в Россию, я не видел ни одного целого дома между западной границей страны и районами вокруг Москвы… На этой захваченной нацистами территории было убито столько женщин, стариков и детей, что невозможно точно установить их общее число». Наверное, эти слова генерала, а впоследствии президента Эйзенхауэра – простое и очевидное объяснение того, почему в России до сих пор начало фашистской агрессии остается всенародным Днем памяти и скорби.

XS
SM
MD
LG