Линки доступности

Ситуация на Ближнем Востоке: новые возможности или новый тупик?


Во вторник президент Буш и глава кабинета министров Израиля Эхуд Ольмерт после совещания в Овальном кабинете Белого Дома выразили поддержку президенту Палестинской администрации Махмуду Аббасу в конфликте с группировкой ХАМАС. Джордж Буш назвал Аббаса «президентом всех палестинцев» и подчеркнул, что он представляет «умеренный голос». Ольмерт, со своей стороны, заявил, что сделает все возможное для налаживания сотрудничества с Аббасом и возобновления мирного процесса на Ближнем Востоке.

Вашингтон и страны Запада приступили к конкретным мерам по поддержке нового палестинского правительства на Западном берегу Иордана сразу после захвата Сектора Газа боевиками исламистской группировки ХАМАС. США и Евросоюз объявили о возобновлении финансовой помощи Палестинской автономии, остановленной из-за включения ХАМАС в состав правительства. США, Израиль и Евросоюз считают ХАМАС террористической организацией. По мнению экспертов, нынешняя ситуация в Палестине не имеет прецедентов.

Кровавый захват Газы расколол правительство Палестины. Власть в Газе возглавляет смещенный Аббасом премьер-министр Исмаил Хания, в то время как на Западном Берегу президент привел к присяге новый кабинет министров из союзников его партии «Фатах».

Объявляя о возобновлении помощи правительству Аббаса, госсекретарь Кондолиза Райс сказала, что США отвергают стремление ХАМАСа расколоть палестинцев:

«ХАМАС сделал свой выбор. Он попытался заглушить демократический разговор насилием и навязать экстремистские настроения жителям Газы. Теперь ответственные палестинцы делают свой выбор. Долг международного сообщества - поддержать палестинцев, желающих построить лучшую жизнь и мирное будущее».

По мнению аналитиков, раскол между Западным Берегом и Газой ставит под угрозу создание единого независимого Палестинского государства на территориях, расположенных на противоположных концах границы с Израилем. Президент Аббас заявляет о стремлении к миру с Израилем, в то время как ХАМАС стремится к уничтожению еврейского государства.

Роберт Мэлли, директор программ Ближнего Востока в Международной кризисной группе, считает, что захват Газы поставил целый ряд вопросов, от ответа на которые зависит очень многое:

«Будут ли из Израиля поступать товары? Будет ли открыта граница с Египтом? Что будет с морской границей? Подобной ситуации, как сейчас, никогда не было, и никто не знает, как правильно реагировать».

Страны Запада обещали содействие ООН в финансировании проектов в Полосе Газы. Тем временем, гуманитарная ситуация в Газе, где проживает почти полтора миллионов палестинцев, близка к кризисной. Гейт аль-Омари, эксперт аналитического центра New American Foundation, считает, что население Газы может оказаться в международной изоляции:

«На Западном Берегу и в Газе создаются две разные реальности. В Газе, скорее всего, ХАМАС не сможет получать международное финансирование или какую-либо международную помощь. Положение там будет все больше ухудшаться, а население – нищать. На Западном берегу дела могут пойти немного получше».

О ХАМАСе впервые заговорили в конце 80-х годов во время первого палестинской интифады против израильской оккупации. После мирных соглашений, подписанных в Осло в начале 90-х, вооруженное крыло ХАМАСа развязало кампанию атак на цели в Израиле силами террористов-самоубийц. В прошлом году ХАМАС одержал победу на парламентских выборах, поскольку правительство, возглавляемое «Фатахом», воспринималось как коррумпированное. ХАМАС же завоевал у населения популярность благодаря созданной разветвленной сети социальной помощи, включающей школы, больницы и мечети.

После победы ХАМАСа на выборах, Запад прекратил оказание помощи Палестинской администрации, а Израиль заморозил сотни миллионов долларов налоговых поступлений. По мнению Роберта Мэлли, международное вмешательство усугубило внутренние распри палестинцев:

«Отчасти, то, что произошло между «Фатахом» и ХАМАСом, отражает борьбу за власть, за контроль над службами безопасности, за лидерство в Организации Освобождения Палестины и правительстве. Все это наложилось на региональный и международный конфликт, и, к сожалению, до крайности обострило ситуацию».

Некоторые аналитики выражают озабоченность в связи с бойкотом ХАМАСа, указывая, что это рискует превратить Сектор Газы в инкубатор международного терроризма. Гейт аль-Омари, в свое время бывший советником Палестинской администрации, говорит:

«Если ХАМАС утратит контроль в Газе, власть там не перейдет к «Фатаху». На смену придут мелкие шайки, которые создадут питательную среду для появления группировок типа «Аль-Кайды».

Многие аналитики считают, что поддерживая президента Аббаса, США и Израиль подают сигнал, что путем мирных переговоров можно добиться гораздо большего, чем насилием. По словам Роберта Мэлли «успехи на Западном берегу Иордана создадут выгодный контраст по сравнению с Газой».

Общий план мирного урегулирования между палестинцами и Израилем известен много лет, однако значительного прогресса после срыва начавшегося в Осло процесса не удалось достичь. И сегодня создание независимого Палестинского государства выглядит еще более проблематичным, поскольку палестинцы оказались расколотыми на два лагеря.

XS
SM
MD
LG