Линки доступности

Энергетика стран Центральной Азии: риски и перспективы


Международная кризисная группа (International Crisis Group) выпустила доклад «Центральная Азия – энергетические риски», в котором освещается современное состояние энергетического сектора центральноазиатских стран и перспективы строительства новых нефте- и газопроводов, которые бы позволили диверсифицировать экспорт энергоресурсов из региона в Европу. Нефть и газ являются для стран Центральной Азии в той же мере благом, сколь и бедой.

«Энергетические богатства страны: проклятие или благо?» остается риторическим вопросом для многих государств мира. Исключением не стал центральноазиатский регион. Доходы от экспорта энергетических ресурсов лежат в основе экономического развития Казахстана и Туркменистана. Доклад Международной кризисной группы подтверждает это, однако поднимает вопрос, насколько эффективно страны Центральной Азии распоряжаются этими доходами.

Эксперт группы по энергетическим вопросам Чарлз Эссер считает, что Казахстан стоит на пороге серьезных макроэкономических проблем: государственная система поражена коррупцией, стремительно растет пропасть между богатыми и бедными слоями общества. Нефте- и газодоллары способствовали процветанию диктаторского режима в Туркменистане. Доходы от энергоресурсов Узбекистана подпитывают полицейскую государственную систему.

Долгосрочные прогнозы развития также далеко не безоблачны для стран Центральной Азии. Более того, выводы доклада не дают основания полагать, что диверсификация экспорта нефти и газа из региона позволит Европе снизить энергетическую зависимость от России.

«Глубоко ошибочным является утверждение, что Центрально- Азиатский регион может каким-то образом заменить Россию как поставщик газа и нефти в Европу, – считает Чарлз Эссер. – Даже если поставки пойдут, Центральная Азия не сможет сколь-либо ощутимо повлиять на существующий энергетический баланс в Европе или содействовать ее энергетической безопасности».

В мае Россия заключила трехстороннее соглашение с Туркменистаном и Казахстаном по строительству нового газопровода через территорию России, что, казалось бы, не оставляло надежды на реализацию других вариантов экспорта энергетических ресурсов из региона. Однако транскаспийский газопровод, несмотря на заявления России о его бессмысленности, все еще числится в списке потенциальных проектов. Это подтверждает заявление президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедова.

Что касается газопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан, Чарлз Эссер подчеркнул, что его строительство едва ли возможно в ближайшее время из-за крайне нестабильной ситуации в Афганистане. Более того, Пакистан может получать газ из Ирана: пакистанское правительство уже сделало заявление об этом.

В заключение Чарлз Эссер отметил, что вряд ли мы станем свидетелями сотрудничества между Россией и США по Транскаспийскому газопроводу. Это не отвечает экономическим и политическим интересам России. Однако, несомненно, есть области, где возможна сотрудничество.


XS
SM
MD
LG