Линки доступности

Продление президентского срока в России: мнения расходятся


В России идет активное обсуждение высказывания Владимира Путина о возможности увеличения срока президентских полномочий до 5 – 7 лет. Появившиеся комментарии российских политиков позволяют предположить, что соответствующие поправки в Конституцию страны могут быть внесены уже осенью нынешнего года.

Идею увеличения одного президентского срока с четырех лет до пяти, а возможно, и до семи, неоднократно высказывал спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Сам Владимир Путин в 2003 году оборонил, что 7 лет для одного срока – это многовато, а вот два раза по пять – это нормально. Теперь же он, судя по всему, изменил свое решение, заявив буквально следующее: «Четыре года для России, может быть – калька с американской практики, она не очень была востребована тогда, когда принималась новая Конституция. …Для России было бы, может быть, правильно пять или даже семь лет, но четыре года, конечно, достаточно маленький срок».

Эту реплику Владимира Путина, оброненную во время беседы с журналистами стран «Большой восьмерки», российские политики восприняли как руководство к действию. Сергей Миронов не скрывал радости: «Я сторонник продления срока президентских полномочий до семи лет. Было приятно услышать это от президента». Правда, спикер Совета Федерации добавил, что он надеется на принятие поправок в конституцию после выборов 2008 года. Борис Грызлов, ранее неоднократно заявлявший о незыблемости Конституции, теперь также согласен обсуждать этот вопрос. А заместители Грызлова в Государственной Думе – «единороссы» Владимир Катренко и Олег Морозов – уже публично поддержали идею увеличения президентского срока.

Нет возражений против пятилетнего срока и у лидера КПРФ Геннадия Зюганова. Правда, он считает, что в таком случае нужно увеличить также полномочия губернаторов и депутатов Государственной Думы. А Владимир Жириновский огорчился, что сам он выступал с инициативой увеличения срока полномочий президента уже 10 лет, и лишь сейчас она нашла поддержку на самом высоком уровне.

Своими соображениями делятся также политики и комментаторы, не входящие в кремлевское окружение. Так, лидер движения «Наш выбор» Ирина Хакамада полагает, что Федеральное собрание может внести поправки в Конституцию еще до декабрьских выборов. При этом она допускает, что в марте следующего года будет избран так называемый «технический преемник», который даже не пробудет у власти до конца своего первого срока, чтобы обеспечить законное и триумфальное возвращение Владимира Путина в главное кресло страны.

Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов не исключает, что Путин может остаться во главе государства без какого-либо перерыва. При этом он подчеркивает: «Довольно много людей в окружении президента предельно заинтересованы в том, чтобы он остался, и на него оказывается колоссальное давление. Нервы взвинчены до предела, борьба идет интенсивная, фактически единственный человек, который может поддерживать баланс между соперничающими группировками, – это Путин».

Политолог Дмитрий Орешкин в целом разделяет точку зрения, что пяти- или семилетний президентский срок для современной России – это то, что нужно. «Не зря, – продолжает он, – Борис Ельцин и Владимир Путин правили по два срока, в этом есть своя рациональность». При этом Орешкин отмечает, что нынешняя Россия по развитию демократических институтов находится где-то посередине между Казахстаном с его пожизненным президентством и Европой, где срок главы государства ограничен четырьмя или пятью годами. «В Европу мы не можем прыгнуть при всем желании, нам просто не хватит демократических традиций, демократических институтов», – заключает политолог.

Бывший премьер-министр России, лидер Российского народно-демократического союза Михаил Касьянов так оценил идею Владимира Путина: «Это политическое решение абсолютно неприемлемо, так как противоречит долгосрочным национальным интересам Российской Федерации. Таким решением фактически открывается «ящик Пандоры» пересмотра Конституции России».

А бывший советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов не исключил, что следующего президента будут избирать не всенародным голосованием. Предпосылки для этого решения Илларионов видит в культивируемых сейчас попытках кремлевской администрации мобилизовать электорат против внешних врагов страны и внутренней несистемной оппозиции, которую власти обвиняют в экстремизме и стремлении к государственному перевороту.

XS
SM
MD
LG