Линки доступности

Шестидесятилетие плана Маршалла


Пятого июня 1947 года государственный секретарь США Джордж Маршалл, выступая перед выпускниками Гарвардского университета, сказал, что Европа и весь мир находятся в опасности. Вторая мировая война разрушила континент, и госсекретарь призвал США сделать все возможное, чтобы восстановить экономическое здоровье Европы.

Его речь в Гарварде заложила основу так называемого «плана Маршалла» – четырехлетней программы помощи, на которую было потрачено 13 миллиардов долларов.

…Это был 47-й год – два года, как кончилась война. В разрушенных европейских городах свирепствовал голод. Урожай из-за самой холодной за сто лет зимы был очень плохой. В освобожденной от нацистов Восточной Европе царил хаос. «Главным стимулом к плану Маршалла был страх перед хаосом в Западной Европе. А он нарастал, – говорит доктор Ларри Блэнд – историк из Фонда Джорджа Маршалла. – В киножурналах перед фильмами неизменно показывали голодных женщин и детей, их участь затронула сердца американцев, усилила их беспокойство за Западную Европу. Плюс пугали успехи коммунистический партий во Франции и Италии».

Восточную Европу оккупировала Советская Армия, а во Франции и Италии компартии были очень влиятельны. Безработица была массовой. Промышленность бездействовала.

После удовлетворения элементарных нужд населения в еде и одежде план Маршалла сконцентрировался на восстановлении экономики. Первыми получили помощь шахтеры. Без угля, кочегарки, тяжелой промышленности, европейская экономика никогда бы не восстановилась.

«Перед концом войны немецкие угольные шахты, самые важные в Западной Европе, были затоплены или взорваны, – напоминает Ларри Блэнд. – У немцев не было возможности их восстанавливать, это должна была сделать Америка. Гитлеровцы заминировали шахты, мы должны были их разминировать, построить жилье для шахтеров, вакцинировать их против туберкулеза и других болезней».

И американцы настояли на том, чтобы европейцы участвовали в транспортировке немецкого угля в свои страны. США выделили шестнадцати государствам Европы13 миллиардов долларов на четырехлетний план восстановления – в сегодняшних долларах эта сумма равнялась бы сотням миллиардов.

Но, возможно, самым главным в плане Маршалла был тот эффект, который он оказал на общественные настроения в Западной Европы. Даже бывшие враги – итальянцы и немцы – воспряли духом.

Дипломат Карстен Фойт в 40-е годы был ребенком. Американская щедрость была огромным психологическим подспорьем, говорит он: «Одни деньги не помогли бы. Помощь Америке осажденному Берлину, Berlin Airlift, изменила отношение народа: американцы, к которым и так еще до конца войны относились лучше, чем к русским, теперь из оккупантов стали друзьями».

Уинстон Черчилль называл план Маршалла самым бескорыстным актом в истории. Восстановление после разрушительной войны было тяжелым. За первые четыре года плана Маршалла рост национального дохода в Европе составил 32%. Последовавшие за тем несколько десятилетий экономического бума способствовали европейской интеграции, выросшей до нынешнего Европейского Союза.

XS
SM
MD
LG