Линки доступности

Новости Голливуда: «Тринадцать друзей Оушена»


Наверное, каждый, кто хоть раз играл в казино в рулетку, в карты, просто дергал ручки игровых автоматов, испытывал страстное желание не просто выиграть кучу денег, но и обыграть это бездушную систему, чьи владельцы наживаются на наших слабостях. Некоторые фантазеры изобретают математические модели выигрыша (которые, конечно, не работают), кое-кто пытается просто жульничать (чаще всего безуспешно), но последними смеются те, к кому стекаются слезы, то бишь деньги проигравших.

Одним из таких загребущих является Вилли Банк (Ал Пачино), хозяин нового суперотеля-казино в Лас-Вегасе, столице греха. По-английски to break the bank означает «сорвать куш». В случае фильма «Тринадцать друзей Оушена» (Ocean’s Thirteen) эта фраза трактуется как «сломать шею Вилли Банку». Ибо нечистый на руку Вилли довел до инфаркта одного из друзей Дэнни Оушена, бесцеремонно лишив доли в открываемом с помпой отеле ветерана азартного бизнеса, наставника Дэнни и его друзей Рубена Тишкоффа (Элиот Гулд).

За то время, что мы не виделись с Дэнни и его друзьями, они явно помягчали, и целью их очередной операции по ограблению казино является не многомиллионная сумма, а месть Вилли Банку, обидевшему Рубена.

Сей благородный порыв делает героев еще более симпатичными, хотя – куда уж более... Тут нам вместо одного Робин Гуда предлагают целых тринадцать. По-прежнему Джордж Клуни в роли Оушена олицетворяет воровское благородство, Брэд Питт (Расти Райан) вызывает должную симпатию к себе и делу, Мэтт Дэймон не корысти ради из мямли перевоплощается в героя-любовника, соблазняющего верную прислужницу Банка, менеджера отеля Абигайль Спондер, даму двух бальзаковских возрастов (Эллен Баркин). Все остальные друзья Оушена тоже на месте, но их не играют большие звезды, так что просто воздадим им коллективное должное.

Зато совершенно отдельной похвалы заслуживает Ал Пачино, который играет Вилли Банка. Могут сказать, что такие роли Пачино может сыграть во сне. Может. И все же, пусть отчасти сатирически, Пачино приносит в картину некую дополнительную весомость, потому что мы не можем не видеть за этой почти пародией классические профили его героев-ганстеров из «Крестного отца» или «Лица со шрамом». В какой-то мере присутствие Пачино в картине заставляет его молодых партнеров подтянуться и актерствовать по полной художественной программе.

Потому что, скажу вам, если «Одиннадцать друзей Оушена» радовали определенной оригинальностью концепции и ее воплощения режиссером Стивеном Содербергом, то «Двенадцать друзей Оушена», несмотря на численный прирост, были больше похожи на внутриголливудскую шутку: мол, мы – Клуни, Питт, Дэймон и иже с нами – знаем, что вы знаете, что мы, актеры, просто играем самих себя в этаком капустнике, стоящем большие миллионы долларов, и получаем от этого удовольствие. Между прочим, сам Джордж Клуни откровенно признавался, что он и его коллеги играли во второй серии спустя рукава.

Сегодня, когда на зрителя один за другим обрушиваются нумерованные блокбастеры вроде «Человека-Паука» или «Пиратов Карибского моря», с шутками шутить нельзя. Поэтому Содерберг построил в павильоне невиданного размера казино, больше всех ныне реально существующих, чтобы не ограничивать себя, как в предыдущих картинах серии, узким пространством подлинных игорных залов лас-вегасских отелей.

Может быть, он слегка проиграл в реализме, зато выиграл в чисто кинематографических возможностях: движении актеров, камеры, световых эффектах. Поскольку Содерберг снимает свои фильмы сам как кинооператор (под псевдонимом Питер Эндрюс), то он не обидел себя в возможностях для творческого эксперимента, который так любит применять практически во всех своих работах – будь то смелый артхаус или коммерческое кино вроде серии об Оушене и его друзьях. В «Тринадцати друзьях» почти каждая новая сцена снята в иной палитре, как бы отражая цвето-световое безумие Лас-Вегаса. Пленка то глянцевая, то слегка зернистая. Она сама как бы меняет настроение от кадра к кадру.

Интересна ли так подробно показанная механика обмана Вилли Банка? Кому как. Мне как человеку технически отсталому, честно сказать, механические детали подготовки и исполнения великого обмана были малоинтересны. Зато, хотя я по натуре и не азартный и в Лас-Вегасе, куда ежегодно езжу на киноконференции, спокойно прохожу сквозь строй позванивающих азартом «одноруких бандитов», мне было не все равно, обыграют ли ребята Оушена Вилли Банка и пустят ли они его состояние по ветру.

Нетрудно было предположить, что это им удастся. Содербергу в довольно долгой массовой сцене тотального выигрыша клиентов и полного разорения казино Банка удалось схватить неподдельную радость не только бедной по определению массовки, но и богатых кинозвезд, искренне проецировавших с экрана радость по поводу победы над теорией игровой вероятности. И Злом как таковым.
Приятно ведь не только выиграть, победить, но и быть при этом самим благородством. Такова основная и в общем-то простая идея этого развлекательного, не претендующего на особую глубину фильма.

К недостаткам картины могу отнести несколько отстраненную игру Джорджа Клуни, который, видимо, не получает полного удовольствие от третьей инкарнации Дэнни Оушена. А может, Ал Пачино поднял планку так высоко, что его относительно молодым коллегам ее не перепрыгнуть?

В заключение справка. Игровая индустрия Лас-Вегаса утверждает, что по закону ей полагается только 7 процентов от сборов, а остальное, мол, идет в карманы игроков.

«Расскажите это спартанцам». Но это, кажется, из другого блокбастера.

XS
SM
MD
LG