Линки доступности

Возвращение старинной звонницы


В Россию из Америки вернутся колокола древнейшей московской обители – Свято-Данилова монастыря. Такое решение не так давно приняли Русская Православная Церковь и руководство Гарвардского университета. Его условием было то, что американский университет взамен получит точную копию старинной звонницы. И вот на этой неделе в Воронеж – принимать работу местных литейных мастеров – приехала делегация из Бостона. Работа еще совсем не окончена, но, пожалуй, этот беспрецедентный проект возвращения исторических ценностей позволяет вновь обратиться к культурному аспекту американо-российских отношений.

История возвращения в Россию этих церковных реликвий насчитывает больше двадцати лет и началась вскоре после того, как еще в 1983 году советское правительство решилось, наконец, вернуть Церкви одну из древних православных святынь – Свято-Данилов монастырь. Но сама «колокольная эпопея» насчитывает более 70 лет и во многом повторяет судьбу других российских церковных ценностей во времена воинствующего атеизма.

В 30-е годы прошлого века древние колокола решено было отправить на переплавку. Но вмешался случай: в это время в Москве находился представитель Гарвардского университета Томас Виттемор. Он-то и предложил известному американскому промышленнику Чарлзу Крейну выкупить колокола, а затем передать старейшему американскому университету. Крейн так и поступил. Об этом сегодня, говоря о «колокольной эпопее», в России упоминают как бы между прочим. А жаль. Потому как именно Крейн – главный персонаж (разумеется, после самой древней звонницы) всей этой истории. И если бы он не выкупил эти старинные колокола у советского правительства по цене бронзового металлолома и не отправил их в дар университету за океан, то они были бы навсегда утрачены для российской истории – как, увы, многие шедевры зодчества, живописи, скульптуры…

Чарлз Крейн был не только промышленником, но и дипломатом. Работал послом в Китае и даже чуть было не стал послом в Советском Союзе. Прославился он и как меценат российского искусства. Отличался широтой взглядов. Достаточно сказать, что именно Крейн сразу вошел в попечительский совет открытого в Нью-Йорке музея Николая Рериха и спонсировал гималайские экспедиции великого русского художника. Умер Крейн давно, еще до войны, но его имя и сегодня заслуживает благодарной памяти в России – как и имена многих других менее известных американцев, которые сохранили в прекрасном состоянии древние русские колокола и даже создали свой студенческий клуб звонарей. А сама русская звонница на башне Лоуэлл-Хаус стала визитной карточкой первого американского музея.

Наверное, именно по этой причине так сложно было руководству университета согласиться вернуть эти законно приобретенные ценности в Москву. Хотя в свое время об этом просил лично президент Рональд Рейган. Но надо знать американскую действительность, чтобы понять: в США мнение профессора может быть весомее мнения президента…

Однако при этом университетская общественность все-таки признавала, что хотя Гарвард является абсолютно законным приобретателем колоколов, они являются духовно-нравственной ценностью российского народа, а потому и некоммунистическая Россия имеет на них права. Вот почему было найден компромисс: звонница возвращается в Свято-Данилов монастырь, но российская сторона изготавливает и передает Гарварду точную копию 18 колоколов.

Российские мастера-литейщики с высоким качеством выполнили этот заказ. Вновь отлитые колокола ничуть не уступают старинным ни по форме, ни по орнаменту, ни даже по звучанию. Об этом в России сейчас тоже много пишут. Даже о том, что отливка новых колоколов обошлась в 900 тысяч долларов. Но при этом в прессе, пожалуй, никто, кроме Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, не акцентировал внимание на том, что реально американская сторона – те самые прагматичные янки – пошла на заведомо ущербную для себя коммерческую сделку. Ведь это все равно, что поменять луврский оригинал Джоконды на современную, хоть и самую распрекрасную компьютерную копию бесценного произведения.

В данном сравнении нет особого преувеличения. Ведь звонница Свято-Даниловой обители формировалась сотни лет. Два колокола – подарок еще русского царя Федора Алексеевича. Так что это огромная не только духовная, но и материальная ценность для современных знатоков искусства.

Планируется, что обе звонница (и копия, и оригинал) будут обменены в августе будущего года. И это, возможно, станет беспрецедентным в наше время примером возвращения перемещенных ценностей.

Но примером далеко не единственным, когда речь идет о современных американо-российских культурных контактах. В апреле этого года в Россию из штата Нью-Джерси вернулись исторические регалии Кубанского казачьего войска: вековые штандарты, золотая посуда, жалованная казакам российскими императорами, боевые награды, грамота Екатерины Великой… Все ценности тоже были вывезены из охваченной гражданской войной России. Они скитались во время войны по всей Западной Европе. Чуть было не погибли под бомбежками. И только в маленьком американском городке Гэвеле уже после войны их удалось сохранить. Местные власти даже предусмотрели льготы для казаков, чтобы действовал их музей, экспонаты которого могли бы составить честь любой выставке.

Не все казаки-эмигранты по разным причинам выразили согласие сейчас вернуть регалии в Россию. На них заявила претензии и украинская сторона… Однако, несмотря на все эти преграды, скромный американский судья в Нью-Джерси посчитал наиболее правомочной российскую позицию и вынес решение: вернуть ценности на их историческую родину. Увы, в российской прессе за хвалебными статьями о возвращении регалий как-то забыли упомянуть о благодарности другой стране, которая сохранила и вернула чужие святыни.

Конечно, при нынешних американо-российских отношениях привычнее вести бесконечный счет взаимным политическим, военным и гуманитарным претензиям и упрекам. При этом в угоду сиюминутной пропагандистской риторике, на первый взгляд, удобнее выводить за скобки слова признательности людям другой страны за благородные человеческие поступки. А ведь эти слова признательности никогда не бывают лишними. Тем более сегодня. В них гарантия сохранения исторического взаимного уважения американского и российского народов.

XS
SM
MD
LG