Линки доступности

Кто-то пролетел над Красной площадью...


28 мая 1987 года в Москве случилось происшествие, имевшее мировой резонанс. Пройдя глубоко эшелонированную советскую противовоздушную оборону, немецкий пилот-любитель Матиас Руст посадил свой спортивный самолет марки «Сесна» рядом с Красной площадью. Это событие шокировало кремлевское руководство и породило массу догадок в советском обществе. Любопытно, что и сегодня, спустя два десятилетия, версий относительного того сумасшедшего полета остается предостаточно.

О выходке 19-летнего пилота-любителя из Гамбурга, который, по его словам, хотел поддержать автора перестройки Михаила Горбачева, сняты фильмы и написаны книги. Но до сих пор в той истории остается немало вопросов, а сама она остается прекрасным сюжетом для политического детектива.

Ну, прежде всего: был ли Матиас Руст наивным любителем, которого использовали в большой политической игре? Российская пресса и сегодня с недоумением пишет, что малоопытный пилот слишком умело провел свой самолет по маршруту, который лежал «на стыках зон ПВО и полностью повторял полетные задания крылатых ракет НАТО, нацеленных на Москву». Некоторые эксперты идут еще дальше, утверждая, что Руст, скорей всего, совершал промежуточную посадку на территории СССР с разведывательной целью еще до приземления в столице.

Много неясностей вызывает и оказавшаяся «на профилактике» московская система ПВО. Некоторые российские военные эксперты до сих пор утверждают, что полет Руста был тщательной разведкой боем с целью доказать уязвимость воздушной границы СССР.

Но, с другой стороны, факты свидетельствуют, что нарушение границы на высоте 600 метров было сразу же зарегистрировано Таллиннской дивизией ПВО. На перехват подняли истребители, но им запретили сбивать самолет-нарушитель: слишком памятна была трагедия с южнокорейским «боингом» на Дальнем Востоке. Далее самолет Руста был обнаружен, когда вошел в зону действия радаров Московского аэроузла. В Шереметьево даже временно прекратили прием и отправку пассажирских лайнеров. Тем не менее в Москве сел самолет – немецкий, рядом с Красной площадью. 19-летний Матиас Руст в сердце советской столицы налево и направо раздавал автографы москвичам, пока его не арестовали…

Парадокс ситуации состоит в том, что если бы полета Руста не было, его стоило бы выдумать. Слишком многих это устраивало. Прежде всего генсека Горбачева. Уже на следующий день он скажет на заседании Политбюро ЦК, что произошло событие, которое по своим политическим последствиям превосходит все, что было в прошлом. Речь идет об утере веры народа в армию… А еще через день после происшествия, 30 мая, Горбачев отправит в отставку лидеров военной оппозиции: министра обороны маршала Соколова и главкома войск ПВО маршала Колдунова. И хотя назначенный главой военного ведомства Дмитрий Язов все равно спустя 4 года окажется в числе организаторов ГКЧП, кто знает, не проведи в Горбачев чистку в армии, попытка военного переворота могла произойти гораздо раньше. Напомню, что после полета Руста должностей лишились 9 генералов и 300 офицеров. Военное руководство было запугано, а офицерский корпус – в определенной степени деморализован.

Выгодной эта ситуация оказалась и на Западе. Она позволила многим критикам заговорить о Советском Союзе как о колоссе на глиняных ногах… Кстати, фирма «Сесна», дилером которой в Западной Европе работал отец Матиаса Руста, тогда значительно увеличила объемы продаж своих аппаратов.

Да и сам Матиас отделался легким испугом, просидев в «Лефортово» 14 месяцев и получив помилование. Кстати, позже «воздушный хулиган» попадет в германскую тюрьму за поножовщину и получит новый срок… Но, в целом, судьба окажется благосклонной к Матиасу. Сегодня он, приняв индуизм, - профессиональный игрок в покер и до сих пор гордится тем, что сделал из юношеского авантюризма и желания привлечь внимание европейской общественности к горбачевской перестройке. Матиас до сих пор считает, что если вернуть то время, он, наверное, вновь повторил бы свой полет в Москву.

И, действительно, интересно поразмышлять: что было бы сегодня, 28 мая, как и тогда - в День пограничника, если бы новый Руст попытался пересечь воздушную границу и сесть на Красную площадь? Наверняка, в наше время, когда из-за угрозы терроризма у авиапассажиров отнимают пилочки для ногтей и дезодоранты, Матиас был бы сбит. Причем, не только при посадке у стен Кремля, но и на площадке перед Белым Домом или у Букингемского дворца. В наш век глобальных террористических угроз, после терактов в центре Нью-Йорка, взрывов в Лондонском метро и жилых домов в Москве, военные сначала стреляют, а потом начинают выяснять что к чему. Вот и получается парадокс: 20 лет назад мир был более нашпигован оружием, но более предсказуем и менее опасен. Во всяком случае, может быть только тогда мог совершить свой сумасшедший полет идеалист и эксцентрик Матиас Руст.

XS
SM
MD
LG