Линки доступности

Американо-российские отношения и политическое наследие Ельцина


Основанный в 1973 году фонд «Наследие» (The Heritage Foundation) является научно-исследовательским институтом и мозговым центром, в задачу которого входит формулирование и пропаганда политики, основанной на принципах свободного предпринимательства, индивидуальной свободы, традиционных американских ценностей.

В фонде «Наследие» в Вашингтоне состоялся круглый стол, посвященный американо-российским отношениями и политическому наследию Бориса Ельцина.

Тема американо-российских отношений находится в центре внимания многих политиков, экспертов и представителей СМИ в США в связи с охлаждением в последние несколько лет отношений между двумя странами и недавних разногласий по многим вопросам международной политики. А анализ политического наследия Бориса Ельцина остается важным для понимания истории крушения коммунизма и перехода от советской системы к России сегодняшнего дня.

Как подчеркнул в своем выступлении старший научный сотрудник фонда, эксперт по России и Евразии Ариэль Коэн, курс внутренней и внешней политики России во многом определяется тем, кто стоит у руля: «В отличие от США и других демократических стран, личность человека, который руководит Россией, по сей день имеет огромное значение. Период Путина отличается от периода Ельцина, который в свою очередь отличается от периода Горбачева, и так далее».

Многие выступавшие говорили о том, что Борис Ельцин был подлинным революционером и реформатором, но крайне слабым руководителем. Дон Дженсен, директор по коммуникациям Радио «Свобода», отметил роль Бориса Ельцина в формировании американо-российских отношений, а также коснулся нынешней ситуации в этой сфере в свете только что закончившегося визита в Москву государственного секретаря США Кондолизы Райс.

«Администрация президента Буша испытывает некоторое раздражение с связи с невозможностью достичь каких-либо договоренностей по размещению элементов системы ПРО в Европе, – сказал Дженсен. – Россия называет причины, по которым она возражает против размещения, но мне кажется, что этот конфликт – отражение более глубокого недовольства обеих сторон ухудшением отношений с тех пор, как Путин и Буш встретились в первый раз. Когда я разговариваю с гостями из России, они всегда спрашивают: считают ли американцы Россию своим врагом? Я отвечаю: вовсе нет. Но по многим вопросам у нас остаются разногласия, и мне кажется, что визит Кондолизы Райс не мог в корне изменить эту ситуацию».

Аналогичное мнение высказал старший аналитик United Press International Мартин Сиф, который был дважды удостоен Пулитцеровской премии за корреспонденции из России в конце 80-х – начале 90-х годов. По его словам, он всегда знал, что визит Райс в Москву обречен на провал.

«Я обеспокоен перспективами развития отношений между нашими странами, – сказал Сиф. – Я глубоко уважаю госсекретаря Райс. Она – воплощение стабильности и здравого смысла в нынешней администрации. Но я убежден в том, что США должны принципиально пересмотреть планы размещения системы ПРО в Польше и Чехии и прекратить продвигать идею вступления Украины и Грузии в НАТO. Мне кажется, что пока этого не произойдет, Россия не изменит своей позиции. Но если американская политика будет пересмотрена, откроются возможности для позитивного диалога».

Как известно, сколько экспертов – столько мнений. Однако все участники круглого стола были согласны с тем, что хотя Россия пока не превратилась в демократию западного образца, составным элементом которой является свободный рынок, ее отказ от коммунизма и советской системы является окончательным, и это открывает перспективы для конструктивного диалога между Россией и Соединенными Штатами. И огромную роль в создании этой новой России сыграл первый российский президент Борис Ельцин.

XS
SM
MD
LG