Линки доступности

«Хотите улучшить мир? Идите в ЦРУ»


После терактов 11 сентября 2001 года, когда администрация Буша вплотную и всерьез занялась контртерроризмом, она к своему великому удивлению и неудовольствию обнаружила огромный дефицит обученных кадров разведки, способных вести жестокую невидимую войну против террористов. Сейчас Америка пытается восполнить этот пробел.

Пополнение кадров разведки в годы «холодной войны» было делом вполне рутинным, тихим и ненавязчивым. Иное дело теперь.

«Целеустремленны ли вы, честны ли, обладаете ли терпением, профессионализмом, любознательностью? Хотите ли улучшить мир? Если да, подавайте заявление в Оперативное управление ЦРУ – центр нашего разведывательного сообщества, работающего во благо нации», – призывает ЦРУ в рекламном объявлении.

Американская разведка с помощью телевизионщиков и веб-дизайнеров широко и красочно рекламирует себя, подыскивая персонал для своих аналитических и оперативных подразделений. Штат разведывательных учреждений в 90-е годы был резко сокращен в атмосфере эйфории, воцарившейся после окончания «холодной войны». Ветеранов, выходивших на пенсию, не замещали.

«Джордж Тенет покинул пост директора ЦРУ года три назад, – говорит бывший высокопоставленный сотрудник ЦРУ Биллом Нолте. – И знаете, половина нынешних кадров управления не проработала при нем ни дня. Все они пришли уже после него. И это верно практически для всего разведывательного сообщества США».

Разведывательному сообществу изрядно досталось от различных комиссий за то, что оно не предотвратило теракты 11 сентября и ошиблось в оценке иракского арсенала оружия массового поражения. В 2004 году Джордж Буш распорядился вполовину увеличить штат разведывательных учреждений и создать Национальный центр контртерроризма. Перепады штатной численности разведсообщества – секрет полишинеля: рост в 80-е годы, сокращения в 90-е, теперь опять увеличение…

В результате, констатирует Билл Нолте, образовался дефицит руководителей среднего звена, способных обучать молодежь «Нас вертело, как на американских горках, и теперь вот получилось, что первого уровня руководства – то есть людей с 7-10 годами стажа в разведке – просто нет».

Точные цифры штатной численности разведучреждений, кстати, засекречены, но никто не скрывает, что в отсутствие кадровых аналитиков их задания выполняют люди сторонние, работающие по контракту. Без малого 95% персонала Национального центра контртерроризма – люди, откомандированные из других ведомств. Как сообщил директор центра адмирал запаса Скотт Рид, более чем у половины аналитиков в его учреждении стаж не превышает трех лет.

«Дивидендом «мирных» 90-х, если угодно, было значительное поредение рядов разведывательных учреждений, – говорит Рид. – А теперь мы в пожарном порядке вынуждены латать дыры. Кое-кто из наших людей имеет опыт аналитической работы, но не в системе борьбы с терроризмом, кое-кого приходится обучать с нуля».

Сегодня работа в подразделениях, отвечающих за контртерроризм, – верный путь к служебному росту, замечает бывший замначальника Оперативного управления ЦРУ Роб Ричер. За два месяца до терактов 11 сентября он получил назначение в отдел кадров. Сложность текущей ситуации, по его словам, заключается в необходимости одновременно привлекать новые кадры и осваивать новые направления деятельности: «Да, контртерроризм – это приоритет: повторения событий в Нью-Йорке быть не может. Но в то же время нам могут поручить, например, разведывательное сопровождение новой боевой миссии в Ираке. И забыть о Китае или об индо-пакистанских отношениях нам не позволят, не говоря уже о такой теме, как северокорейские ядерные мероприятия. Объем работы возрос невероятно…».

Вот почему в аэропортах Америки и других общественных местах вывешены объявления «Требуются». Требуются люди в ЦРУ, ФБР, военной разведке и других компетентных учреждениях, общим числом 16, в совокупности образующих то, что принято называть разведывательным сообществом Соединенных Штатов.

Иллюстрации с веб-сайта www.cia.gov

XS
SM
MD
LG