Линки доступности

Девятое мая отмечают в Нью-Йорке


Наряду со своими товарищами по оружию в России отмечают сегодня День Победы и ветераны Советской Армии, живущие в США. В их честь состоялся прием в российском консульстве в Нью-Йорке.

…Леонид Розенберг начинал войну в 1941-м году на белорусской границе, а закончил 9 мая 1945-го на северо-западной окраине Берлина. Через несколько дней ему довелось побывать на куполе рейхстага.

«По лестницам, по стропилам, по этим обгорелым балкам… Я был хорошим спортсменом, и я добрался на купол рейхстага, – вспоминает Леонид Борисович. – Со мной рядом Зыков, Могилевский – никто туда больше не пошел. Я добрался до знамени, подержался за древко этого знамени – оно было прикручено веревкой толстой и проволокой. И эти минуты… Холодный пот с меня сошел».

Сегодня Леонид Розенберг возглавляет Американскую ассоциацию ветеранов Второй мировой войны из бывшего Советского Союза. Сколько таких ветеранов живет в Америке – никто точно не знает, но по данным генерального консула России Сергея Гармонина в районе большого Нью-Йорка насчитывается порядка четырех тысяч участников Великой Отечественной войны.

К сожалению, с каждым годом их становится все меньше. Сегодня средний возраст членов ассоциации составляет 85 лет. «Каждую неделю-полторы кто-то у нас уходит, – говорит Леонид Розенберг. – У нас филиалы в Квинсе, в Бронксе, в Манхэттене, в Бруклине, в других местах, и только звонки идут: тот ушел, этот ушел… Но наша ассоциация продолжает работать».

Ассоциация, существующая на добровольных началах, оказывает социальную и юридическую помощь ветеранам-иммигрантам, издает журнал и пытается в меру сил и возможностей сохранить для истории воспоминания своих членов, жизнь каждого из которых могла бы стать сюжетом захватывающего, трагического романа.

Семен Вайдман командовал артиллерийской батареей, в первый же месяц войны попал в окружение, потерял 60 солдат. «Когда я вышел из окружения и попал в часть, три месяца меня допрашивали каждую ночь: куда я вел людей и где я потерял часть артиллерии, – вспоминает он. – Вы знаете, когда меня вызывали ночью (СМЕРШ вызывал), все солдаты – их было порядка 97 человек – зная, что я на допросе, выходили туда же к этому помещению, окружали этот дом, и ждали пока я приду».

Это стало уже общим местом, но для каждого из тех, кто пережил войну, этот праздник – действительно со слезами на глазах. Его воспринимают личностно не только те, кто родился в бывшем Советском Союзе или говорит на русском языке.

«Я каждый день благодарю Бога за то, что я сумел уцелеть при Холокосте, – говорит раввин Артур Шнайер из фонда «Воззвание к совести». – Я также благодарю воинов Красной Армии, которые освободили меня в Будапеште. Если бы не те жертвы, на которые они шли вместе с союзниками по антигитлеровской коалиции, меня и многих других сегодня не было бы на свете.

Раввин Шнайер предостерегает от попыток пересмотра истории. Большинство ветеранов осуждают перенос памятника советскому солдату в Таллинне. «Я знаю, что в Эстонии и в западной Белоруссии были такие, которых немцы стреляли и потом красные звезды вырезали у них на спине и на груди, – говорит Леонид Розенберг. – Я помню Творогова… Олейник такой был у меня друг, тоже майор, который погиб там, освобождая именно эти прибалтийские страны… А сейчас это возмутительно, мы возмущены такими поступками эстонских властей».

«И все равно Победа была, и она будет вечна, – продолжает ветеран Семен Комиссар. – Этот день настолько в историю вошел, что никакие события ни в Эстонии, ни в Литве, ни в Латвии, ни в Польше не могут затмить тот день, когда наша Красная Армия, освободила пол-Европы».

В этот день ветераны в Нью-Йорке поминали ушедших из жизни товарищей, вспоминали былое, и казалось, что оказанное им внимание хоть на один вечер способно снять груз времени с их плеч.

XS
SM
MD
LG