Линки доступности

Скончался Мстислав Ростропович


В Москве в возрасте 80 лет после продолжительной болезни скончался выдающийся музыкант Мстислав Леопольдович Ростропович. В прошлом месяце в Кремле широко отмечался его день рождения.

Ростропович известен также как активист правозащитной деятельности в годы советского правления. Он дружил с лауреатом Нобелевской премии писателем Александром Солженицыным. В 1974 году музыкант с семьей был вынужден покинуть СССР и переехать в Париж. Спустя четыре года он был лишен советского гражданства.

С 1977 по 1994 годы Ростропович возглавлял Национальный симфонический оркестр в Вашингтоне. После распада СССР ему было возвращено российское гражданство. Последние годы жизни Мстислав Ростропович проводил попеременно в США, Франции и России.

Близким другом Мстислава Леопольдовича был сотрудник Русской службы «Голоса Америки» священник Виктор Потапов. «Я познакомился с ним в 1977 году, – вспоминает он. – Интересно, что в том году он переехал в Вашингтон в качестве главного дирижера Национального симфонического оркестра, а я в том же году получил работу на радиостанции и стал настоятелем местной православной общины в Соборе Святого Иоанна Предтечи. Слава, как мы все его называли, ходил в нашу церковь. Мы очень сблизились. Нас связывала тридцатилетняя дружба. Он крестил мою дочь Соню, а мы с матушкой стали крестными родителями его внука Вани».

Ростропович был очень деятельным членом прихода церкви, когда бывал в Вашингтоне, – говорит отец Виктор: «Он, конечно, много путешествовал, помогал нам в строительстве нашего собора, пожертвовал нашему собору пять колоколов: каждый колокол посвящен памяти выдающегося русского музыканта-изгнанника. Я имел честь в 1980 году отвезти его в первый раз в Вермонт к Александру Солженицыну и мог воочию убедиться, какие у них были теплые и дружеские отношения. Благодаря Ростроповичу я имел возможность познакомиться со многими выдающимися музыкантами: мы часто бывали на его концертах – сольных и Национального симфонического оркестра».

«Слава был замечательным человеком, был человеком щедрым и духовным. Тридцать лет назад я подарил ему молитвенник. Я помню, как в дни его приезда я всегда замечал у его кровати молитвенник, уже потрепанный: это убедило меня, что он молился каждый день своей жизни».

Отцу Виктору довелось видеть Мстислава Ростроповича незадолго до кончины: «В конце января семья Ростропович, Галина Вишневская и дочери вызвали меня в Париж, чтобы напутствовать Славу. Он был уже очень болен, находился в больнице, у него был рак кишечника. Я его исповедовал, причастил и соборовал. Бог даровал ему дожить до 80-летия, юбилей торжественно отмечался в Москве в присутствии президента Путина. Теперь он скончался, и мы в Вашингтоне отслужим торжественную панихиду об упокоении души Мстислава Леопольдовича, дорогого нашего Славы».

«Я знаю, что придет время, все мы смертны, и все мы должны будем поменять эти измерения на какие-то измерения существования, жизнь – на другие условия существования, – сказал как-то Мстислав Ростропович. – Я к этому готов, и готовлю себя, можно сказать, ежеминутно, ежечасно, и думаю о смерти безо всякой боязни».

XS
SM
MD
LG